Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Возможности визуализации в качестве бережливого метода в управлении медицинскими организациями

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье представлены результаты обзора литературных источников по вопросу возможности использования визуализации в системе здравоохранения РФ в качестве одного из основных методов внедрения бережливого производства. Подробно отражен исторический аспект применения различных способов визуализации в медицине, а также показаны преимущества отдельных инструментов визуализации при организации оказания медицинской помощи. Проанализирована имеющаяся нормативно-правовая и методологическая база использования визуализации в деятельности медицинских организаций различного профиля. Поиск публикаций осуществлен по базам e-library, Medline, Scopus, Pub Med, The Cochrane Library и РИНЦ.

Для цитирования:


Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. Возможности визуализации в качестве бережливого метода в управлении медицинскими организациями. Медицинский вестник Юга России. 2019;10(1):6-12. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

For citation:


Kurmangulov A.A., Reshetnikova J.S., Bagirov R.N., Frolova O.I., Brynza N.S. Possibilities of visualization as a lean method in the management of medical organizations. Medical Herald of the South of Russia. 2019;10(1):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

Введение

а ля повышения эффективности работы меди­цинских организаций в рамках теории ме­неджмента предлагается большое число разравленческих концепций и подходов [1][2][3]. В октябре 2016 г. по инициативе Управления по внутрен­ней политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал национальный пилотный проект «Бережливая поликлиника»» [1][4]. Проект реализуется совместно Министерством здравоохранения РФ и Госу­дарственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с целью внедрения в повседневную практику медицин­ских организаций технологий бережливого производства (в зарубежной литературе: Lean Production, LP), способ­ствующих созданию пациент-ориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятных условиях труда для сотрудников медицинских организаций [5][6].

Область применения бережливого производства

Общепризнанным мировым лидеров по использо­ванию технологий БП признается японская корпорация Toyota, где в 50-ые гг. XX в. группой местных инженеров во главе с Тайити Оно и Сигео Синго были заложены концеп­туальные основы собственной производственной системы корпорации, уже впоследствии названной как концепция БП [1][3][5].

Успех корпорации Toyota, ставшей за относительно короткий срок крупнейшей автомобилестроительной пу­бличной компанией в мире, а также крупнейшей c точки зрения рыночной капитализации и доходов компанией в Японии, стал причиной активного изучения и продви­жения специалистами из других стран «феномена» про­изводственной системы Toyota [7][8]. Первые попытки реализации опыта Toyota на других предприятиях были осуществлены на заводах с дискретным производством (автомобилестроение, приборостроение, оборонно-про­мышленный комплекс, авиастроение) [9]. Позже прин­ципы БП были адаптированы к условиям непрерывного производства (нефтеперерабатывающая и химическая промышленность) и партионного производства (метал­лургия, пищевая промышленность, текстильная промыш­ленности) [1][7][10]. В 90-е гг. XX в. принципы БП стали активно внедряться в сектора экономики, специализирую­щихся на коммерческих и некоммерческих услугах (малые, средние и крупные предприятия в торговле, обществен­ном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, здра­воохранении, образовании, финансовом и государствен­ном секторе). В настоящее время более 1000 предприятий и организаций по всему миру официально заявляют о соз­дании собственных производственных систем, основан­ных на принципах БП [3][11][12].

Основные методы бережливого производства

За последние десятилетия методология БП подверглась значительной трансформации [7][13]. К базовым принци­пам и методам Тайити Оно и Сигео Синго стали добав­ляться новые средства (инструменты) и действия (шаги), взятые, в основном, из других управленческих концепций и практик [3][14][15]. Даже в классической учебной лите­ратуре по БП можно встретить описание от 7 до 40 раз­личных методов, которые трактуются как систематизиро­ванные совокупности шагов и действий, необходимых для решения определенной задачи или достижения опреде­ленной цели [12][16][17]. В то же время экспертами рабочей группы от ведущих предприятий РФ в области внедрения БП («Группа ГАЗ», «Росатом», «КАМАЗ», «РЖД» и др.) в 2015 г. были выделены восемь основных методов БП: стан­дартизация работы, организация рабочего пространства, картирование потока создание ценности, быстрая перена­ладка, защита от непреднамеренных ошибок, канбан, все­общее обслуживание оборудования и визуализация.

История применения визуализации в медицине

Слово «визуализация» происходит от латинского «visualis», что дословно переводится как «зрительный».

Действительно, данный метод имеет прямое отношение к зрительной системе человека. С психологической точки зрения восприятие человеком окружающего мира воз­можно путем получения информации от шести органов чувств: глаз (зрение), ушей (слух), языка (вкус), носа (обоняние), кожи (осязание, ощущение боли, темпера­туры), вестибулярного аппарата (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса) [18]. При этом нейрофизиологи утверждают, что зри­тельные анализаторы обладают гораздо более высокой суммарной пропускной способностью нейронных им­пульсов, чем все другие органы чувств вместе взятые: до 90 % процентов всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на орган зрения [19]. В статистическом анализе данного показателя необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности людей с различными характеристиками анализаторов: чувствительность, адаптационные возможности, по­вреждения, аномалии развития и др.

Тем не менее, исторически обобщенные народные изречения, дошедшие до настоящего времени в виде по­словиц и поговорок («что написано пером, не вырубишь топором», «не верь речам, а верь своим очам», «лучше один раз своими глазами увидеть, чем сто раз слышать», «чего не вижу, о том и не брежу») напрямую говорят о преимуществах зрительного восприятия информации. Благодаря сохранившимся различным петроглифам и наскальным рисункам с изображениями самых первых карт, различных последовательностей действий и схем строения животных и человека мы можем наблюдать за истоками визуализации в человеческой деятельности [20][21]. Великие врачи Древней Греции активно исполь­зовали визуализацию в своей деятельности. Так, в рабо­тах Гиппократа имеются рисунки с описаниями правил положения хирурга и его рук во время операции, разме­щения инструментов, правильном освещении при опе­рации [22]. В гравюре К. Шайнера, датированной 1630 г., на множествах заготовках показаны электромагнитные вспышки на солнце в течение месяца наблюдений [23]. Гораздо позднее данный способ визуализации получил название «маленькие множества» (повторение одного элемента много раз для отображения динамики и про­исходящих изменений). Отправной точкой современной графики многими исследователями считается знамени­тая визуализация распространения холеры на улицах Лондона, сделанная британским врачом Джоном Сноу [24]. Первую в мире областную диаграмму (polar-area chart) в 1858 г. изобрела общественный деятель Велико­британии, основоположница сестринского дела Флоренс Найтингейл: разноцветными цветами была показана аналитика смертей английских солдат в Крымской во­йне, убедительно продемонстрированы лидирующие по­зиции различных болезней в качестве причин смерти, и уже в гораздо меньшем количестве смертей в результате боя («...ясно также, что болезнь, а не русские, была на­стоящим врагом...») [25]. Получившая широкое распро­странение в нашей стране в 20-х гг. XX столетия форма санитарного просвещения населения в виде санитарного бюллетеня способствовала повышению уровня грамотности в вопросах здоровья, гигиенического обучения и воспитания культуры здорового образа жизни [26].

Возможности визуализации в медицине

Как известно, концепция БП строится на понятиях ценности и потери [1][4][16]. Все действия и шаги БП на­правлены на формирование непрерывного потока соз­дания ценности с охватом всех процессов организации и их непрерывного совершенствования путем вовлече­ния всех сотрудников и устранении всех видов потерь [15]. Уровень значимости визуализации для БП демон­стрирует один факт: визуализация в отличие от многих других методов и инструментов указана официально в российской нормативной базе как один из 12-ти прин­ципов БП, наравне со стратегической направленно­стью, сокращении потерь, построении корпоративной культуры на основе уважения к человеку и др. Кроме того, особенностью визуализации в БП является то, что данный метод используется одновременно в качестве «диагностического» (карта потока создания ценности, визуализация основных показателей деятельности орга­низаций и др.) и «действенного» метода (визуализация при стандартизации, оконтуривание предметов и др.) [7][10][13].

Визуализация помогает оперативно получать ин­формацию об основных и вспомогательных процессах и управлять ею на всех уровнях медицинской органи­зации [3][27]. Различные способы визуализации обозна­чают потери, помогают акцентировать на них внимание сотрудников медицинских организаций.

При оказании любой медицинской помощи всегда особое внимание уделяется обеспечению требуемого уровня безопасности (принцип непричинения вреда в клятве Гиппократа) [22]. Визуализация этапов оказание помощи, различных процедур и операций помогает со­ответствовать выполняемым действиям медицинских работников разработанным стандартам и протоколам. Визуальный контроль для поддержания требуемого уровня безопасности может использоваться в методе контрольных листов, например, при проведении теку­щих и генеральных уборок помещений [27].

Визуализация помогает быстро реагировать на про­блемы, возникающие при организации оказания меди­цинской помощи. Визуализация способствует одно­значной интерпретации одной и той же информации. Для этого пишут инструкции, регламенты, но посто­янное обращение к громоздким многостраничным до­кументам сопровождается отвлечением от выполнения прямых обязанностей медицинскими сотрудниками [28].

Визуализацией осуществляется эффективная борь­ба с «эффектом замыливания глаза» — например, метод «было/стало» кабинетов медицинского персонала по­может не вернуться к предыдущему состоянию рабо­чего пространства и понять, как можно его улучшить [29][30][31].

Нормативно-правовая база в области использования метода визуализации

В настоящее время основным нормативно-право­вым документом, регулирующим использование метода визуализации в БП и в других системах менеджмента, является национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56907 «Бе­режливое производство. Визуализация», утвержденный Федеральным агентством по техническому регулирова­нию и метрологии в марте 2016 г. и введенным в действие в октябре 2016 г. Данный стандарт по форме и структуре аналогичен стандартам по методам БП (ГОСТ Р 5906­ 2016. Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S), ГОСТ Р 5908-2016. Бережливое про­изводство. Стандартизация работы).

Национальный стандарт по визуализации представ­лен пятью основными разделами, посвященными об­ласти применения, нормативным ссылкам, терминам и определениям, основным положениям, а также требо­ваниям к методу визуализации. Следует отметить, что среди разработчиков всех указанных выше стандартов значатся преимущественно промышленные предпри­ятия (ОАО «Амурский судостроительный завод», ГК «Оргпром», ОАО «Корпорация «Иркут», ОА «Вертолеты России» и др.) и полностью отсутствуют не только пред­ставители медицинского сообщества, но и организации отраслей экономики, относящихся к сфере социально­ориентированных услуг. Именно по этой причине, оче­видно, данный ГОСТ изобилует технической лексикой и при заявленной универсальности применения ко всем организациям независимо от вида деятельности имеет ярко выраженную производственную направленность. К примеру, само определение термина «визуализация» авторами стандарта дается в следующей трактовке: «это расположение всех инструментов, деталей, производ­ственных стадий и информации о результативности работы производственной системы таким образом, что­бы они были четко видимы, и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы». Медицинский работник в своей повседневной деятельности редко сталкивается с таки­ми словами как «производственная стадия», «производ­ственная система», «производственный процесс». Опре­деленные трудности могут возникнуть и при попытке интерпретировать термин «деталь» применительно к процессу оказания медицинской помощи. Аналогичная ситуация прогнозируема и при рассмотрении объектов визуализации в разделе «Требования к методу визуали­зации»: «оснастка», «сырье», «комплектующие», «техно­логическая расстановка», «готовая продукция» и др.

Среди других определений термина «визуализации» в литературе наиболее часто встречается следующее: «это такое размещение инструментов, деталей, тары и других индикаторов состояния производства, при котором каж­дый с первого взгляда может понять состояние системы — норма или отклонение» [3]. Однако и данное определе­ние больше применимо к промышленным объектам, нежели к системе здравоохранения. Паклин Н. Б. с соавт. дает, с одной стороны, более нейтральное, а с другой более лаконичное определение термина «визуализация»: «это представление данных любого типа в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по их изучению» [21]. Данное определение представляется удачным по той причине, что в нём нет привязки к ра­ботнику организации. Особенность сферы оказания ус­луг заключается не только в характере продукции, но и в высокой степени участия потребителей в создании этой продукции. В системе здравоохранения в картах потока создания ценности среди участников процесса в боль­шинстве случаев присутствует пациент. По этой причи­не становится логичным, что методы визуализации, как и другие методы БП, должны быть отнесены не только к сотрудникам медицинских организаций, но и к прямым потребителям медицинским услуг пациентам.

На основании проведенного анализа различных рас­пространенных определений визуализации можно сде­лать вывод о наличии лексической полисемии данного термина, что вызывает понятийные затруднения при ис­пользовании метода визуализации в медицинские орга­низации. В качестве возможного варианта трактовки ме­тода визуализации для системы здравоохранения авторы данной статьи предлагают собственное определение:

Визуализация - это представление в наглядной фор­ме информации для наилучшего зрительного восприятия и принятия верного решение.

Основные способы и инструменты метода визуализации

Классическими способами и инструментами визу­ализации в БП считаются маркировка, оконтуривание, разметка, цветовое кодирование и информационные стенды. Некоторые исследователи выделяют в отдель­ные элементы метод дорожных знаков, метод «было-ста- ло», маркировка краской [32][33]. Сазонова А.В. с соавт. добавляет к этому списку метод «графические рабочие инструкции» [29].

Одним из наиболее широко распространенных спо­собов визуализации в системе здравоохранения является маркировка, которая представляет собой любое выделе­ние (цветовое, буквенное, символьное и др.) объектов для их идентификации по назначению, местоположению, применению и принадлежности [24]. Маркировка может применяться на различных уровнях организации про­цесса. Например, на уровне медицинской организации часто разрабатывается дизайн-код объекта, используют­ся различные цвета для элементов навигации и интерьера различных структурно-функциональных подразделений (отделения, службы, корпуса и тд.), применяется цвето­вое кодирование медицинских карт пациентов, получа­ющих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (ф.025/у). В данных случаях характеристики способа мар­кировка (цвет, уровень, объем, площадь и др.) устанавли­вается всем коллективом медицинской организации или отдельными сотрудниками.

В то же время имеются примеры, когда маркировка в системе здравоохранения закреплена на законодатель­ном уровне в различных нормативно-правовых доку­ментах. В ГОСТе Р ИСО 6009-2013 «Иглы инъекционные однократного применения. Цветовое кодирование» уста­новлены цветовые коды для идентификации инъекци­онных игл однократного применения. Использование данной цветовой кодировки способствует быстрому ви­зуальному определению внешнего диаметра одноразо­вой инъекционной иглы. Например, наиболее часто ис­пользуемый иглы с номинальным наружным диаметром 0,36 мм соответствуют лазурному (сине-зеленому) цвету. В то же время по соображениям безопасности наличие цветового кода на игле не должно освобождать медицин­ских сотрудников от ответственности за проверку ука­занного размера иглы, что отражено в указанном стан­дарте.

Буквенные коды и рекомендуемые цветовые коды для идентификации добавок контейнеров при проведении венепункции отражены в ГОСТе ISO 6710-2011 «Контей­неры для сбора образцов венозной крови одноразовые. Технические требования и методы испытаний». Бледно­голубой цвет на этикетке с буквенной кодировкой «9NC» будет означать наличие внутри контейнера химического вещества тринатрия цитрата с отношением между жела­тельным объемом крови и жидкого антикоагулянта 9:1.

Другим примером законодательного регулирования маркировки в медицинской сфере служит ГОСТ 31517­2012 (ISO 5359:2000) «Шланги газоподводящие низкого давления медицинские. Технические требования и мето­ды испытаний», в котором отражена символьная и цве­товая маркировка шлангов в зависимости от вида меди­цинского газа. Например, шланги с азотом для привода хирургического инструмента должны иметь черный цвет и кодировку «N2-800».

Санитарно-эпидемиологические правила и норма­тивы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиоло­гические требования к обращению с медицинскими отходами» разграничивают сбор медицинских отходов различных классов в одноразовую упаковку различных цветов. Например, отходы класса Б (эпидемиологиче­ски опасные отходы) должны собираться в одноразовую мягкую упаковку желтого цвета или имеющую желтую маркировку.

Объекты метода визуализации в медицине

Объекты метода визуализации могут быть на любом уровне потока создания ценности, начиная от процессов, выполняемых отдельными сотрудниками медицинской организации (например, метод организации рабочего пространства, метод канбан) и заканчивая межорганизационным уровнем (например, система стандартизации оказания медицинской помощи населению, создание единого навигационного дизайн-кода медицинских организаций). В качестве объектов метода визуализации могут рассматриваться персонал, рабочие места, рабочие пространства, инфраструктура, процессы организации (оказания медицинской помощи, поддерживающие про­цессы), информационные потоки (статистические дан­ные, аналитические данные, способы и средства передачи информации и др.), элементы внедрения БП (карта по­тока создания ценности, ее характеристики этапы и др.). Каждый из перечисленных объектов может с нескольких позиций. Визуализация персонала может быть построена на принципе категории (операторы, младший и средний медицинский персонал, врачи и т.п.), на принципе специ­ализации (врачи педиатрического профиля, врачи узкой специализации и т.п.), на принципе привязки к структур­но-функциональному подразделению (персонал гинеко­логического отделения, терапевтического отделения и т.п.) и на других принципах.

Заключение

Возможности и преимущества визуализации данных активно используются в медицине на протяжении многих столетий. При этом визуализация как метод внедрения бережливого производства в медицинские организации показывает себя высокоэффективным инструментом в решение задач наглядного представления информации для анализа, обеспечения требуемого уровня безопас­ности, поиска и обнаружения отклонений в процессах, создания условий для принятия обоснованных и опера­тивных решений и быстрого реагирования на пробле­мы. Разрабатываемая в настоящий момент нормативно­правовая база РФ по бережливому производству должна обязательно учитывать особенности системы здравоох­ранения: определенные исторически сформированные механизмы и способы визуализации, активное участие в потоке создания ценности пациента и оказанная меди­цинская услуга как основная ценность процесса. Кроме того, в качестве методического обеспечения активного внедрения бережливых методов в управлении медицин­скими организациями необходима систематизация и стратификация примеров использования визуализации в медицине.

Список литературы

1. Андреева Т.А. Интегрированная система менеджмента качества и стратегического управления // Наука и бизнес: пути развития. – 2016. – №1. – С. 57-64.

2. Китанина К.Ю., Ластовецкий А.Г. Бережливый менеджмент в здравоохранении // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2018. – №2. Публикация 2-4. DOI: 10.24411/2075-4094-2018-16022

3. Джонс Д., Вумек Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. – Москва: Олимп, Бизнес; 2016.

4. Урванцева И.А., Мигунова С.Г., Кожокарь К.Г. Реализация концепции бережливого производства на примере работы поликлинической службы кардиологического диспансера (опыт БУ «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии») // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. – 2018. – № 2 (15). – С. 3-14.

5. Валиуллина Л.А., Зайцева Е.А. Внедрение принципов бережливого производства в систему здравоохранения ХМАО–Югры // Вестник Сургутского государственного университета. – 2017. – 2 (16). – С. 32-35.

6. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н. Фабрика процессов – новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // Высшее образование в России. – 2018. – 5. – С. 37-41.

7. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. – Ижевск: изд-во Института экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ»; 2012.

8. Долган А.Г., Цой А.С. Социокультурный аспект развития компании «ТОЙОТА» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Т. 4. № 1. – С. 163-166.

9. Полковникова Е.Е. Использование технологий бережливого производства в аэрокосмической отрасли // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Т. 3. № 13. – С. 395-396.

10. Гродзенский С.Я., Еманаков И.В., Овчинников С.А. Бережливое производство - прошлое и настоящее // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. – 2016. – № 1. – С. 204-207.

11. Абросимова Е.Б., Тяпкова А.А. Исследование перспектив и проблем внедрения лин-технологий на российских предприятиях // Технологический аудит и резервы производства. – 2015. – Т. 6. № 5 (26). – С. 38-46.

12. Погребняк С.И. Бережливое производство: формула эффективности. – Москва: Триумф; 2013.

13. Vamsi N., Jasti K., Kodali R. Lean production: literature review and trends // International Journal of Production Research. – 2015. – Volume 53. Issue 3. – P. 867-885. Doi: 10.1080/00207543.2014.937508

14. Sundara R., Balajib A.N., Satheesh K.R. A review on lean manufacturing implementation techniques. // Procedia Engineering. – 2015. Vol. 97. – P. 1875–1885. Doi: 10.1016/j. proeng.2014.12.341

15. Раджу Н., Прабху Д. Бережливые инновации: Как сделать лучше меньшим [перевод с английского]. – Москва: Олимп, Бизнес; 2017.

16. Womack J.P., Jones D.T. Lean Th inking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. New York: Simon & Schuste; 2013.

17. Фукс Ханс Йоахим, Важова Е. «Бережливые инновации»: от качества «премиум-класса» к «достаточно хорошему» // Инновации. – 2015. – № 9 (203). – С.128-131.

18. Астафьев Н.В. Совершенствование двигательных навыков в стрельбе из пистолета с использованием методических приемов направленного воздействия на сенсорные и моторные компоненты деятельности обучаемых // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017. – № 2 (9). – С. 122-127.

19. Тетиор А.Н. Восприятие городской среды: сенсорная экология // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 4-13 (13). – С. 45-48.

20. Krum R. Cool infographics: eff ective communication with data visualization and design. — Indianapolis: Wiley; 2014.

21. Паклин Н. Б., Орешков В.И. Визуализация данных // Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – С. 173—210.

22. Ваагнер Е.И., Судакова А.А. Гиппократ — отец медицины // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2013. – Т. 3, № 11. – С. 1293.

23. Keefe D. F., Isenberg T. Reimagining the Scientifi c Visualization Interaction Paradigm // IEEE COMPUTER, IEEE. – 2013. – 46 (5). – P. 51–57.

24. Kosara R., Mackinlay J. Storytelling: Th e Next Step for Visualization // IEEE Computer (Special Issue on Cutting-Edge Research in Visualization). – 2013. – Vol. 46, № 5. – P. 44–50,

25. Sklyarova E. Crimean war and establishing of public health system in Great Britain // Научный альманах стран Причерноморья. – 2017. –№ 1 (9). – С. 24-29.

26. Ванин Е.Ю., Тарасова И.С., Матвеева Е.С., Тюков Ю.А., Добровецкий И.Н. Провозглашение и развитие профилактической направленности как основного принципа отечественного здравоохранения // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. № 12. – С. 163-166.

27. Карайланов М.Г. Внедрение бережливого производства в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь // Интернаука. – 2018. – №1 (35). – С. 7-9.

28. Дзюбайло А.В. Аспекты внедрения LEAN PRODUCTIUN в работы поликлиники с учетом особенностей структуры учреждения // Управление качеством медицинской помощи. – 2017. – №1 (1-2). – С. 21-26.

29. Сазонова А.В., Кудрявенкова О.Л. Визуальный менеджмент как решение проблемы аттестации рабочих мест на современных предприятиях. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2013. – №5. – С. 196- 198.

30. Данильченко Я.В., Костомарова Т.С. Бережливое производство – новая управленческая технология здравоохранения. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. – 2014. – №3. – С. 41.

31. Колпакова Н.В., Курмангулов А.А., Мельников А.А., Уварова Н.А., Петрова Ю.А. Клинико-амнестические и иммунологические показатели у ВИЧ-инфицированных с гастроэнтерологической патологией // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. – 2018. – Т. 10. № 1. – С. 78-83.

32. Бурыкин И.М., Вафин А.Ю., Хафизьянова Р.Х. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства. // Фундаментальные исследования. – 2013. – №7-3. – С. 523-529.

33. Котляревская И.В., Илышева М.А., Яценко О.Ю., Патракова Д.И. Повышение конкурентоспособности компании в концепции бережливого производства // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2017. – № 15 (210). – С. 46-57


Об авторах

А. А. Курмангулов
Тюменский государственный медицинский университет
Россия
к.м.н., ассистент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР
Конфликт интересов: assistant of the department of the department of public health care and health ICPD


Ю. С. Решетникова
Тюменский государственный медицинский университет
Россия
к.м.н., доцент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР


Р. Н. Багиров
Тюменский государственный медицинский университет
к.м.н., ассистент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР
Конфликт интересов: Tyumen State Medical University


О. И. Фролова
Тюменский государственный медицинский университет
д.м.н., проректор по региональному развитию и непрерывному медицинскому образованию


Н. С. Брынза
Тюменский государственный медицинский университет
д.м.н., заведующий кафедрой, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР


Рецензия

Для цитирования:


Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. Возможности визуализации в качестве бережливого метода в управлении медицинскими организациями. Медицинский вестник Юга России. 2019;10(1):6-12. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

For citation:


Kurmangulov A.A., Reshetnikova J.S., Bagirov R.N., Frolova O.I., Brynza N.S. Possibilities of visualization as a lean method in the management of medical organizations. Medical Herald of the South of Russia. 2019;10(1):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

Просмотров: 3347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)