Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Сравнительная оценка взаимосвязи психического здоровья и инсомнии у студентов-медиков, работающих и не работающих средним медицинским персоналом

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60

Содержание

Перейти к:

Аннотация

   Цель: сравнить выраженность взаимосвязи между психическим состоянием и инсомнией у студентов медицинских вузов, работающих и не работающих средним медицинским персоналом.

   Материалы и методы: методы исследования — социологический, психометрический, статистический. Исследование проводилось в Башкирском Государственном Медицинском Университете (БГМУ) в период с февраля по апрель 2022 г. Сбор данных был осуществлён с помощью Google-формы. I группа — 172 студента, работающих средним медицинским персоналом (41 % (70/172) мужчин, 59 % (102/172) женщин), cредний возраст — 21–23 года. II группа — 66 неработающих студентов (16,7 % (11/66) мужчин, 83,3 % (55/66) женщин), cредний возраст — 21–23 года. В качестве методик использовались SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised), Индекс выраженности инсомнии (ISI), Питтсбургский индекс качества сна (PSQI). Статистическая обработка проводилась с помощью Microsoft Excel, STATISTICA 10, коэффициента корреляции Спирмена, U — критерия Манна-Уитни.

   Результаты: степень проявления инсомнии в исследуемых группах положительно коррелирует как со всеми шкалами SCL-90-R, так и с индексами второго порядка. При сравнении исследуемых групп было обнаружено, что у неработающих студентов психическое состояние более неустойчиво, качество сна хуже.

   Выводы: взаимосвязь между психическим состоянием и инсомническими нарушения у студентов-медиков, как работающих средним медицинским персоналом, так и не работающих, установлена. Мы предполагаем, что студенты, не работающие медсестрами и медбратьями, имеют малые адаптационные способности, вследствие чего их психическое состояние сопровождается более выраженными инсомническими нарушениями.

Для цитирования:


Самрханова И.И., Кадыров Р.Ф., Ефремов И.С., Абдрахманова А.Е., Асадуллин А.Р. Сравнительная оценка взаимосвязи психического здоровья и инсомнии у студентов-медиков, работающих и не работающих средним медицинским персоналом. Медицинский вестник Юга России. 2023;14(2):56-60. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60

For citation:


Samrkhanova I.I., Kadyrov R.F., Efremov I.S., Abdrakhmanova A.E., Asadullin A.R. Comparative assessment of the relationship between mental health and insomnia of medical students, working and non-working as nurses. Medical Herald of the South of Russia. 2023;14(2):56-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60

Введение

Традиции высшего медицинского образования в России всегда были тесно связаны с погружением обучающихся в профессиональную среду [1]. Для этого и была внедрена практика вовлечения в работу в медицине студентов-медиков. Многие студенты-медики на старших курсах работают на 0,5 или 0,25 ставки младшим или средним медицинским персоналом, что объясняется рядом причин: желанием студентов обрести финансовую независимость, возможностью получить дополнительные баллы для поступления в ординатуру, нехваткой медицинских работников, в частности среднего медицинского персонала, необходимостью обучающихся развиваться профессионально и получать практический опыт. Так, освоение практических навыков, относящихся к деятельности среднего медицинского и фармацевтического персонала, пригодится в практической̆ деятельности любого врача и провизора, особенно при работе в сельской̆ местности, в военном здравоохранении или отдаленных регионах, так как там часто не хватает среднего медицинского персонала [2].

Издание приказа Минздрава России от 19.03.2012 г. No 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» позволило решить сразу две основные задачи: восполнить дефицит среднего медицинского персонала и дать реальную практику будущим врачам, пока они заканчивают свое основное обучение [3].

Надо принимать во внимание, что на студентов приходится более высокая психическая нагрузка, чем на штатный медперсонал, так как, помимо работы, у них есть основное место обучения. Так, исследование Anna Średniawa, Dominika Drwiła и др. (2019) в Кракове показало, что 23% студентов испытывают стресс почти каждый день [4]. А данные Chowdhury A.I. и соавт. (2021) из Ноахалийского научно-технического университета говорят о том, что плохое качество сна у студентов влияет на физическое и психическое здоровье, а также вызывает психические проблемы, такие как тревога и депрессия [5]. Об этом же свидетельствуют данные Manzar M.D. и др. (2021) в исследовании в университете Маджма, Аль Маджма, Саудовская Аравия [6].

Следует учитывать, что работа у среднего медицинского персонала происходит, как правило, посменно: с 8:00 до 16:00 работают «дневные» медсёстры, с 16:00 до 8:00 утра  — «ночные» медсестры. При сменной работе происходит рассинхронизация биологических ритмов, что влечёт за собой негативные последствия, включая изменения поведения и дневной активности, расстройства сна, изменения гормональной регуляции и метаболизма [7]. M. Alqudah и др. (2019) считают, что лишение сна может приводить к галлюцинациям и бредовому поведению и косвенно предрасполагать к множественным системным заболеваниям, которые в совокупности могут влиять на качество жизни человека [8]. А исследователи из Эфиопии (2020) [9] пришли к выводу о том, что у студентов эфиопских колледжей была высокая распространённость бессонницы, которая связана как с тревогой, так и с плохой гигиеной сна .

В наибольшей степени работа по сменному графику ассоциирована с увеличением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и сахарного диабета 2 типа. Была обнаружена статистически значимая корреляция между нарушениями сна и ИМТ [10].  Болезни пищеварительного тракта, связанные со сменной работой, изменяются от диспепсии, гастритов и язвенной болезни до изжоги, запоров, метеоризма и нарушения аппетита. Развитию патологии способствует десинхронизация циркадных ритмов желудочно-кишечного тракта, контролирующих желудочную секрецию, активность ферментов и перистальтику кишечника. Посменная работа увеличивает вероятность развития онкологических заболеваний. Патогенетическим механизмом является угнетение синтеза мелатонина искусственным светом в ночное рабочее время, что повышает уровень эстрогенов и способствует росту гормонально-опосредованных опухолей.

Сменная работа может влиять и на психическое здоровье. Доказано, что она связана с более высокими уровнями тревоги и депрессии [11]. Были проведены исследования, в которых выявлена корреляция между суицидальным поведением и инсомнией [12][13]. Дисрегуляция мелатонинергической системы вследствие вынужденной активности в ночные часы патогенетически связана с формированием расстройств употребления алкоголя [14]. Кроме того, была обнаружена взаимосвязь между бессонницей и успеваемостью. По результатам бинарного логистического регрессионного анализа связи между приблизительным расстройством бессонницы и академической успеваемостью/неуспеваемостью, бессонница была значительно связана с более высокими шансами провала на экзамене [15].

Не найдены научные исследования по проблеме нарушений психического здоровья и нарушений сна у студентов, работающих и не работающих средним медицинским персоналом. В связи с этим, считаем актуальным сравнить психическое состояние и качество сна у этих групп обучающихся.

Цель исследованиясравнить выраженность взаимосвязи между психическим состоянием и инсомнией у студентов медицинских вузов, работающих и не работающих средним медицинским персоналом.

Материалы и методы

Исследование — рандомизированное. Методы исследования — социологический, психометрический и статистический. Исследование проводилось на базе Башкирского Государственного Медицинского Университета (БГМУ) в период с февраля по апрель 2022 г. Все студенты дали добровольное информированное согласие. Данные были собраны с помощью Google-формы.

В исследование были включены 185 участников, 7 человек в дальнейшем были исключены в связи с дефектами при заполнении бланка опросника. I группа — 172 человека (70 мужчин (41%), 102 женщины (59%), II группа — 66 студентов, которые не совмещают обучение в университете и рабочую деятельность (11 мужчин (16,7%), 55 женщин (83,3%)). Средний возраст участников в обеих группах — 21–23 года.

Для оценки психического состояния использовалась методика SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised, Derogatis, Rickels, Rock, 1976) [16]. Для оценки инсомнических нарушений — Индекс выраженности инсомнии (ISI, Insomnia Severity Index, ISI, Bastien et al, 2001, Savard et al., 2005) [17]. Кроме того, для оценки качества сна использовался Питтсбургский индекс качества сна (PSQI) [18].

Для статистической обработки полученных данных об исследуемых применялись программные пакеты Microsoft Excel, STATISTICA 10. Для оценки нормальности распределения количественных переменных использовался критерий Шапиро-Уилка. В связи с распределением переменных отличном от нормального использовались методы непараметрической статистики. Для установления взаимосвязи между исследуемыми явлениями применялся коэффициент корреляции Спирмена. С целью сравнения исследуемых групп был применен U-критерий Манна-Уитни.

Результаты

Распространённость инсомнии в I группе составила 45,9 %, во II группе — 48,5 %. При сравнении групп с применением U-критерия Манна-Уитни мы обнаружили, что у студентов, не работающих средним медицинским персоналом, более высокие баллы опросника SLR-90-R: «Навязчивость» (р=0,007), «Сенситивность» (р=0,0002), «Депрессия» (р=0,0047), «Тревожность» (р=0,015), «Фобия» (р=0,012). Аналогичная закономерность наблюдается и в индексах второго порядка. Общий индекс тяжести симптомов во II группе выше (р=0,002), как и симптоматический дистресс синдром (р=0,015). Инсомния оказалась на том же уровне, что и у I группы (р=0,899). Аналогичные результаты были получены при проведении корреляционного анализа с применением метода ранговой корреляции Спирмена между выраженностью изменений психического состояния у I группы, по результатам шкалы SCL-90-R, и выраженностью инсомнических нарушений были получены статистически значимые корреляционные связи: чем выраженнее инсомния, тем более выражены результаты по таким субшкалам, как «Соматизация» (R=0,5; p=0,000), «Навязчивость» (R=0,5; p=0,000), «Сенситивность» (R=0,4; p=0,000), «Депрессия» (R=0,5; p=0,000), «Тревожность» (R=0,4; p=0,000), «Враждебность» (R=0,4; p=0,000), «Фобии» (R=0,4; p=0,000001), «Психотизм» (R=0.4; p=0,000), «Паранойяльность» (R=0,3; p=0.0005).

В I группе у студентов с инсомнией общий индекс тяжести симптомов (GST), который отражает глубину расстройства и является индикатором текущего состояния, выше, чем у студентов без инсомнии. Индекс наличного симптоматического дистресса (PTSD) также выше. Данный показатель отражает наличие симптоматических проявлений негативной формы стресса.

Обсуждение

Процесс сна тесно связан с гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой (ГГНС). В начале сна действие этой системы на организм подавлено, но во второй половине сна её активность начинает возрастать.

Стресс воздействует на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую и симпатоадреналовую системы, активируя их. Это приводит к выбросу адренокортикотропного гормона  (АКТГ), кортизола, катехоламинов. Избыточный выброс АКТГ приводит к ранним пробуждениям, нарушению сна, инсомнии. В свою очередь при инсомнии в чрезмерный процесс возбуждения вовлекаются отделы головного мозга, отвечающие за эмоции, участки префронтальной коры, регулирующие когнитивную функцию. Избыточный выброс кортизола негативно влияет на гиппокамп, ухудшая память. Все эти процессы приводят к поведенческой и когнитивной дезадаптации [19]. Итогом становится ухудшение психического здоровья. 

Более высокие показатели нарушения психического состояния у студентов II группы позволяют предположить, что ввиду данных личностных особенностей не работающие студенты обладают меньшим адаптационным потенциалом и хуже подстраиваются под меняющиеся обстоятельства внешней среды, что и является причиной их выбора не совмещать учебную деятельность и работу. Плохое качество сна может быть связано с повышенным уровнем психического стресса [20], который в свою очередь ассоциирован с определёнными чертами личности студентов [21].

Наши результаты подтверждают данные зарубежных исследователей, фиксирующих ассоциации между нарушениями сна и нарушениями психического здоровья. Однако нет достаточных оснований полагать, что нарушения сна среди работающих студентов связаны именно с их рабочим и учебным графиком, так как у неработающих студентов показатели оказались хуже.  Кроме того, мы не учитывали часы, фактически затраченные студентами на обучение и на работу, интенсивность этих видов деятельности в каждом отдельном случае, что требует дополнительного, более глубокого изучения.

Выводы

Взаимосвязь между психическим состоянием и инсомническими нарушения у студентов-медиков, как работающих средним медицинским персоналом, так и не работающих, установлена. Мы предполагаем, что студенты, не работающие медсёстрами и медбратьями, имеют малые адаптационные способности, вследствие чего их психическое состояние сопровождается более выраженными инсомническими нарушениями. Полученные результаты могут быть использованы в формировании профилактических мер для сохранения психического здоровья обучающихся, своевременного информирования их о возможных рисках дополнительных нагрузок, а также являться основанием для пересмотра учебных программ студентов медицинских ВУЗов.

Список литературы

1. Глыбочко П. В. Образовательно-кадровый континуум в здравоохранении. Медицинское образование и вузовская наука. 2015; 1 (7): 6–9.

2. Трегубов Н., Куликов И. А., Авдеева Н. В. Оптимизация допуска студентов старших курсов к практической работе на должностях среднего персонала. Сеченовский вестник. 2015; 2 (20): 57–59.

3. Свистунов А. А., Шубина Л. Б., Грибков Д. М. Доверие к современному медицинскому образованию. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014; 2 (16): 41-51.

4. Średniawa A., Drwiła D., Krotos A., Wojtaś D., Kostecka N., Tomasik T. Insomnia and the level of stress among students in Krakow, Poland. Trends Psychiatry Psychother. 2019; 41 (1): 60-68. doi: 10.1590/2237-6089-2017-0154

5. Chowdhury A. I., Ghosh S., Hasan M. F., Khandakar K. A. S., Azad F. Prevalence of insomnia among university students in South Asian Region: a systematic review of studies. J Prev Med Hyg. 2021; 61 (4): E525-E529. doi: 10.15167/2421-4248/jpmh2020.61.4.1634

6. Manzar M. D., Salahuddin M., Pandi-Perumal S. R., Bahammam A. S. Insomnia May Mediate the Relationship Between Stress and Anxiety: A Cross-Sectional Study in University Students. Nat Sci Sleep. 2021; 13: 31-38. doi: 10.2147/NSS.S278988

7. Puttonen S., Härmä M., Hublin C. Shift work and cardiovascular disease - pathways from circadian stress to morbidity. Scand J Work Environ Health. 2010; 36 (2): 96-108. doi: 10.5271/sjweh.2894

8. Alqudah M., Balousha S. A. M., Al-Shboul O., Al-Dwairi A., Alfaqih M. A., Alzoubi K. H. Insomnia among Medical and Paramedical Students in Jordan: Impact on Academic Performance. Biomed Res Int. 2019; 2019: 7136906. doi: 10.1155/2019/7136906

9. Manzar M. D., Noohu M. M., Salahuddin M., Nureye D., Albougami A., et al. Insomnia Symptoms and Their Association with Anxiety and Poor Sleep Hygiene Practices Among Ethiopian University Students. Nat Sci Sleep. 2020; 12: 575-582. doi: 10.2147/NSS.S246994

10. Gianfredi V., Nucci D., Tonzani A., Amodeo R., Benvenuti A. L., et al. Sleep disorder, Mediterranean Diet and learning performance among nursing students: inSOMNIA, a cross-sectional study. Ann Ig. 2018; 30 (6): 470-481. doi: 10.7416/ai.2018.2247

11. Полуэктов М. Г., Голенков А. В. Нарушения сна у медсестер при сменной работе. Медицинская сестра. 2011; (7): 33-35.

12. Ефремов И. С., Асадуллин А. Р., Насырова Р. Ф., Ахметова Э. А., Юлдашев В. Л. Исследование ассоциации суицидального поведения и расстройств сна у людей с алкогольной зависимостью. Неврологический вестник. 2020; LII (2): 63-66.

13. Efremov I. S., Asadullin A. R., Akhmetova E. A., Migranova L. R., Yuldashev V. L., et al. Association of single nucleotide variants rs34532313 of the MTNR1A gene and rs10830963 of the MTNR1B gene with suicidal risk in alcohol dependence syndrome and insomnia. Personalized Psychiatry and Neurology. 2022; 2 (1): 73-80. doi: 10.52667/2712-9179-2022-2-1-73-80

14. Асадуллин А. Р., Ахметова Э. А., Ефремов И. С., Шнайдер Н. А., Насырова Р. Ф., и др. Роль нарушений сна и дисрегуляции мелатонинергической системы в формировании расстройств употребления алкоголя. Наркология. 2020; 19 (3): 66-75.

15. Vedaa Ø., Erevik E. K., Hysing M., Hayley A. C., Sivertsen B. Insomnia, sleep duration and academic performance: a national survey of Norwegian college and university students. Sleep Med X. 2019; 1: 100005. doi: 10.1016/j.sleepx.2019.100005

16. Derogatis L. R. The SCL-90-R. Clinical Psychometric Research. Baltimore; 1975.

17. Morin C. M., Belleville G., Bélanger L., Ivers H. The Insomnia Severity Index: psychometric indicators to detect insomnia cases and evaluate treatment response. Sleep. 2011; 34 (5): 601-8. doi: 10.1093/sleep/34.5.601

18. Buysse D. J., Reynolds C. F. 3<sup>rd</sup>, Monk T. H., Berman S. R., Kupfer D. J. The Pittsburgh Sleep Quality Index: a new instrument for psychiatric practice and research. Psychiatry Res. 1989; 28 (2): 193-213. doi: 10.1016/0165-1781(89)90047-4

19. Han K. S., Kim L., Shim I. Stress and sleep disorder. Exp Neurobiol. 2012; 21 (4): 141-50. doi: 10.5607/en.2012.21.4.141

20. Alotaibi A. D., Alosaimi F. M., Alajlan A. A., Bin Abdulrahman K. A. The relationship between sleep quality, stress, and academic performance among medical students. J Family Community Med. 2020; 27 (1): 23-28. doi: 10.4103/jfcm.JFCM_132_19

21. Gramstad T. O., Gjestad R., Haver B. Personality traits predict job stress, depression and anxiety among junior physicians. BMC Med Educ. 2013; 13: 150. doi: 10.1186/1472-6920-13-150


Об авторах

И. И. Самрханова
Башкирский государственный медицинский университет
Россия

Илюза Иршатовна Самрханова, студентка 5 курса

Лечебный факультет

Башкортостан

Уфа



Р. Ф. Кадыров
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова
Россия

Радик Филюзович Кадыров, ординатор 1 года по специальности Общая врачебная практика (Семейная медицина)

кафедра Поликлинической терапии

Москва



И. С. Ефремов
Башкирский государственный медицинский университет; Республиканский клинический психотерапевтический центр; Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева
Россия

Илья Сергеевич Ефремов, к. м. н., ассистент, младший научный сотрудник, заведующий отделением

кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом ИДПО

институт персонализированной психиатрии и неврологии

психотерапевтическое отделение № 3

Башкортостан

Уфа

Санкт-Петербург



А. Е. Абдрахманова
Башкирский государственный медицинский университет; Республиканский клинический психотерапевтический центр
Россия

Анастасия Евгеньевна Абдрахманова, ассистент, врач-психиатр

кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом ИДПО

Башкортостан

Уфа



А. Р. Асадуллин
Башкирский государственный медицинский университет; Республиканский клинический психотерапевтический центр; Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева
Россия

Азат Раилевич Асадуллин, д. м. н., профессор, ведущий научный сотрудник, заместитель главного врача по медицинской части

кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом ИДПО

институт персонализированной психиатрии и неврологии

Башкортостан

Уфа

Санкт-Петербург



Рецензия

Для цитирования:


Самрханова И.И., Кадыров Р.Ф., Ефремов И.С., Абдрахманова А.Е., Асадуллин А.Р. Сравнительная оценка взаимосвязи психического здоровья и инсомнии у студентов-медиков, работающих и не работающих средним медицинским персоналом. Медицинский вестник Юга России. 2023;14(2):56-60. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60

For citation:


Samrkhanova I.I., Kadyrov R.F., Efremov I.S., Abdrakhmanova A.E., Asadullin A.R. Comparative assessment of the relationship between mental health and insomnia of medical students, working and non-working as nurses. Medical Herald of the South of Russia. 2023;14(2):56-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-2-56-60

Просмотров: 665


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)