Перейти к:
Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью
https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61
Аннотация
Цель: изучение качества жизни младших школьников в динамике их обучения в начальных классах.
Материалы и методы: обследовано 573 ребенка начальных классов школ г. Ростова-на-Дону. Изучение качества жизни проводилось с использованием опросника PedsQL 4.0. В зависимости от уровня когнитивного развития дети были разделены на две группы: I (основная) группа — 82 ребенка с высоким когнитивным развитием, II (контрольная) группа — 491 ребенок со средним уровнем когнитивного развития. Когнитивное развитие оценивалось тестом Д. Векслера, шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине с определением коэффициентов IQ и тестом Е. Торренса на креативность.
Результаты: у школьников начальных классов с высокими когнитивными способностями наблюдается динамичное снижение физического функционирования с наименьшими показателями в 4-м классе, более низкие показатели эмоционального функционирования, характеризующиеся чрезмерной реакцией на неуспех, повышенным уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью. Установлено снижение социального функционирования, проявляющееся коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения. Наблюдались более высокие значения школьного функционирования. Со 2-го класса у школьников с высокими когнитивными способностями выявлены значимо более низкие показатели общего балла качества жизни по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития.
Выводы: у младших школьников высокого когнитивного развития наблюдается дисбаланс разных аспектов качества жизни, что требует дополнительных мероприятий по оптимизации показателей.
Для цитирования:
Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020;11(2):55-61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61
For citation:
Levchin A.M., Lebedenko A.A., Ershova I.B., Glushko J.V. The dynamics of the quality of life of primary schoolchildren with different cognitive success. Medical Herald of the South of Russia. 2020;11(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61
Введение
Оптимизация здоровья детей, поступающих в школу, и сохранение его на протяжении всего обучения является важной задачей современной педиатрии. В это время полностью меняется образ жизни ребенка: распорядок дня, интенсификация статических и интеллектуальных нагрузок, требования к нему окружающих, расширение социальных контактов. Одновременно происходит перестройка работы практически всех органов и систем, что делает организм еще более уязвимым в целом. Нужно учитывать, что именно в этом возрасте часто активизируются многие генетически обусловленные состояния, которые могут иметь как положительную, так и отрицательную ориентацию [1-3]. Поэтому от старта школьной жизни во многом зависит дальнейшие основополагающие возможности организма. Обращаясь к интеллектуальным возможностям, нужно отметить, что большинство работ несут педагогическую и психологическую направленность, они посвящены исследованию развития когнитивных способностей, обеспечивающих успешность как в учебной деятельности, так и профессиональной в дальнейшем [4-8]. Сама же проблема интеллекта остается одной из самых дискуссионных, что связано отсутствием однозначного определения, четкого методологического подхода и единых методов его исследования.
Работы, посвященные изучению объективных показателей здоровья и субъективных параметров его ощущения в зависимости от когнитивных способностей, на сегодняшний день единичны [9-11], они затрагивают чаще всего вопросы, касающиеся физического развития школьников с интеллектуальной недоразвитостью [12].
Публикации в отношении интеллектуально одаренных детей характеризуются крайней противоречивостью от всестороннего развития во всех отношениях до угловатого, неуклюжего ребенка с трудностями в общении [13,14]. Большинство из них носит публицистический характер. Фундаментальные же работы в этом направлении остаются единичными [15]. Аналитический литературный поиск показал также, что крайне мало уделяется вниманию к параметрам самочувствия детей с высокими уровнями когнитивного развития.
Цель исследования — изучение качества жизни младших школьников в динамике их обучения в начальных классах.
Материалы и методы
Под наблюдением находилось 573 ребенка, обучающихся в начальных классах школ Ростова-на-Дону и Луганска, у которых было проведено проспективное исследование с изучением качества жизни путем использования опросника PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory [16]. Опросник включает 4 блока тестирования: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ) и школьное функционирование (ШФ). На основании данных о ЭФ, СФ и ШФ определяется психосоциальное здоровье (ПСЗ). В заключение подсчитывается общий балл (ОБ) качества жизни.
В зависимости от уровня когнитивного развития дети были разделены на две группы: 82 ребенка с высоким когнитивным развитием составили I (основную) группу, и 491 ребенок со средним уровнем когнитивного развития — II (контрольную) группу.
Инструментом для оценки когнитивного развития явились тест Д. Векслера [17], шкала интеллекта Стэнфорд-Бине [18], с определением коэффициентов IQ и тест Е. Торренса на креативность [19].
Перед началом проведения тестирования родителями и детьми подписывалось информационное согласие на участие в исследовании, которое было разработано раздельно для родителей и для детей. Как родителям, так и детям предварительно подробно объяснялись детали проведения исследования, его цели и задачи. Обязательным условием являлось соблюдение деонтологических правил и конфиденциальность информации при работе с детьми и родителями.
Критериями включения детей в I группу были возраст от 7 до 11 лет, набор в тесте Д. Векслера и по шкале интеллекта Стэнфорд-Бине 120 и более баллов, в тесте Е. Торренса — 66 баллов и выше, отсутствие острых и хронических декомпенсированных заболеваний, наличие информационного согласия.
Критериями включения детей во II группу были возраст от 7 до 11 лет, набор в тесте Д. Векслера и по шкале интеллекта Стэнфорд-Бине менее 120, но более 80 баллов, в тесте Е. Торренса — менее 66, но более 35 баллов, отсутствие острых и хронических декомпенсированных заболеваний, наличие информационного согласия.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась в операционной системе Windows XP с использованием программ «Microsoft Office Excel 7.0» и «Statistica 10.0» (США). Для определения достоверности различий в альтернативных выборках в связи с распределением показателей, отличным от нормального, использовали U-критерий Манна-Уитни. Количественные признаки характеризовали с помощью расчета среднего арифметического значения и среднего квадратичного отклонения (M±a). Статистическую значимость результатов устанавливали при р < 0,05.
Результаты
Проведенное исследование показало, что у детей высокого когнитивного развития на протяжении первого года обучения не установлено изменений в уровне физического функционирования (табл. 1). Однако к концу учебного года показатели в I группе были статистически значимо ниже по сравнению с детьми II группы в аналогичный период. Во 2-м и 3-м классах физическое функционирование не имело достоверной разницы между показателями сохраняясь на одном уровне. Однако эти значения были ниже показателей первого класса и ниже, чем у детей средних когнитивных способностей в аналогичные возрастные периоды.
Самое низкое физическое функционирование у интеллектуально одаренных детей наблюдали в 4-м классе, которое было ниже по сравнению с детьми II группы на 13 баллов.
Таблица / Table 1
Показатели качества жизни у школьников начальных классов, М±а
Indicators of quality of life in primary school students, M ± a
Аспек-ты Аspects | Группы Groups | При поступлении On admission | Перед окончанием Before graduation | |||
1 класса 1st class | 2 класса 2nd class | 3 класса 3rd class | 4 класса 4th class | |||
ФФ / PF | I | 75,68 34 (68,02;82,59) | 76,662'3'4** (70,13;85,31) | 71 54 0,1,4 *** (63,57;78,26) | 70 980,1,4*** (63,41;76,81) | 66,1°0-1-2-*** (57,41;74,81) |
II | 77,93u (70,22;84,13) | 84,31°- 4 (77,56;91,17) | 85,65 0’4 (76,29;90,76) | 84,910,4 (75,01;91,23) | 79,471A3 (7°,56;84,°°) | |
ЭФ / EF | I | 71,221 (65,43;80,15) | 65,01**Л4 (56,01;70,36) | 68,10** (61,56;75,01) | 67,73*** (61,09;76,32) | 70,21* (64,71;76,9) |
II | 73,04 23 (64,52;80,11) | 73,69 A3 (63,51;76,20) | 78,92 0Д (69,10;81,23) | 79,43 0Д (70,84;85,32) | 75,67 (69,73;83,45) | |
СФ / SF | I | 71,13 (60,38;77,03) | 70,45 * (59,37;76,96) | 73,08 ** (61,73;82,34) | 72,56** (60,43;81,22) | 70,03 *** (68,46;85,51) |
II | 74,102-3-4 (66,51;81,03) | 77,312A4 (68,24;83,05) | 84,41 w-3 (75,41;88,96) | 83,190Д (76,82;89,31) | 87,69 0Д (78,21;94,10) | |
ШФ / SF | I | 78,06* (69,75;85,71) | 76,09*,3 (69,32;85,33) | 78,14* (67,54;71,98) | 81,03 ** (73,24;88,54) | 80,21**д (71,03;88,11) |
II | 71,36 (61,34;78,93) | 70,01 (61,22;77,41) | 73,09 (62,23;80,61) | 73,69 (66,38;81,09) | 71,12 (60,14;79,32) | |
ПСЗ /PSH | I | 73,21 (61,22;82,41) | 69,72 (60,11;75,89) | 72,63* (7°,°3;79,°8) | 73,18 * (63,91;81,22) | 73,03* (64,51;79,26) |
II | 73,36 23 (60,37;84,42) | 73,84 A3 (67,34;80,32) | 79,120Д (72,96;86,41) | 78,98 (71,57;86,33) | 78,680Д (72,22;87,96) | |
ОБ / TS | I | 74,11 (63,22;83,59) | 72,18 (63,98;78,34) | 72,84** (61,53;79,11) | 73,28 * (62,89;80,45) | 71,82** (62,98;79,19) |
II | 74,23 23 (64,17;88,37) | 76,06 (70,02;92,11) | 80,76 0 (72,03;94,21) | 80,52 0 (72,14;95,76) | 78,83 (71,17;87,25) |
Примечание: * — достоверность различий с показателями детей II группы, p < 0,05; ** — достоверность различий с показателями детей II группы, p <0,01; *** — достоверность различий с показателями детей II группы, p <0,001; 0 — достоверность различий с показателями детей при поступлении в 1 класс, p <0,05; 1 — достоверность различий с показателями детей перед окончанием 1 класса, p <0,05; 2 — перед окончанием 2 класса, p <0,05; 3 — перед окончанием 3 класса, p <0,05; 4 — перед окончанием 4 класса, p <0,05.
Note: * — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,05; ** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,01; *** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,001; 0 — significance of differences with the performance of children upon admission to the 1st grade, p <0,05; 1 — significance of differences with the performance of children before the end of the 1st grade, p <0,05; 2 — before the end of the 2nd grade, p <0,05; 3 — before the end of the 3rd grade, p <0,05; 4 — before the end of the 4th grade, p <0,05.
У детей среднего интеллектуального развития к концу первого учебного года показатели физического функционирования возросли на 6 баллов (табл. 1). Они сохранялись на одном уровне и в течение 2 - 3-го классов. К концу учебного года в 4-м классе наблюдали снижение значений физического функционирования.
Эмоциональное функционирование у детей I группы значимо снизилось к концу учебного года в первом классе по сравнению с началом. В дальнейшем наблюдалась тенденция к повышению, но статистической разницы показатели достигли лишь к 4-му классу. На всем протяжении (с конца 1-го и до конца 4-го класса) значения эмоционального функционирования были ниже по сравнению со школьниками II группы. У последних в течение обучения в первом классе, показатели не имели достоверных отличий. Но в дальнейшем во втором и третьем классах уровень эмоционального функционирования значимо вырос.
Анализ социального функционирования у детей I группы показал, что его значения в период обучения детей в начальных классах находились на одном уровне и были значимо ниже аналогичных у детей II группы за исключением значений при поступлении, что отражено в табл. 1.
Показатели социального функционирования при поступлении были наименьшими в группе детей со средними когнитивными способностями. В дальнейшем наблюдалось постепенное нарастание их значений с появлением достоверных отличий во 2-м классе в отличие от высокоинтеллектуальных детей.
Школьное функционирование у детей с высокими когнитивными способностями в отличие от других аспектов качества жизни имело более высокие показатели по сравнению с таковыми у школьников начальных классов, имеющими средние значения интеллектуального развития. Статистически значимых отличий показателей между классами в I и II группах зарегистрировано не было.
Анализ психосоциального здоровья, складывающегося из показателей, относящихся к духовной сфере детей, позволил установить, что во 2-м, 3-м и 4-м классах его уровень у школьников I группы был значимо ниже в сравнении с детьми II группы.
Все перечисленные аспекты качества жизни, исследованные в работе, обусловили значения общих баллов у детей начальных классов, которые оказались на более низком уровне в группе интеллектуально одаренных детей.
Оценка суммарных значений качества жизни школьников за весь период обучения в начальных классах в зависимости от когнитивного развития позволила установить, что наиболее оптимальные значения (выше 75 баллов) наблюдались в 1,4 раза реже у детей I группы (рис. 1).
В то же время почти у 1/3 детей означенной группы наблюдались показатели на уровне 50 и менее баллов (50 — 25), что в 1,7 раз чаще, чем у детей II группы.
Обсуждение
В настоящем исследовании выявлено у детей с высокими когнитивными способностями более низкое физическое функционирование, по сравнению со школьниками среднего интеллектуального развития. Это связано с тем, что такие дети часто занимаются умственной работой, которая для них является более интересной и легкой. Физических усилий многие одаренные дети избегают, так как не заинтересованы делать то, что у них получается хуже, чем интеллектуальная деятельность, которая является любимой. Со временем развивается перекос в жизненном функционировании, который усугубляется при приближении к подростковому возрасту.
Обработка анкет показала, что у детей с высоким когнитивным развитием наблюдалось снижение показателей социального функционирования. Проблемы общения у школьников проявлялись чрезмерной конфликтностью, часто обусловленной разным мировоззрением, недостатком общих тем для обсуждения, что приводило к отчуждению высоко интеллектуального ребенка от сверстников. Настоящие данные совпадают с публикациями социальных педагогов центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения [20].
Вышеизложенное, а также комплекс других триггеров нашли отражение в эмоциональном функционировании детей, которое было снижено у детей с высокими показателями IQ, по сравнению с остальными одноклассниками и проявлялось в эмоциональной неустойчивости.
Школьное функционирование у высоко когнитивных детей, наоборот, было выше по сравнению со сверстниками. Хотя у некоторых школьников с высоко развитыми интеллектуальными способностями наблюдались сложности при недооценке педагогами их повышенных качеств. При этом у школьников часто терялась мотивация к обучению.
Дисгармоничность разных аспектов качества жизни у детей начальных классов с интеллектуальной одаренностью сопровождалось снижением общего балла функционирования начиная со 2-го класса более чем у половины таких школьников.
Младший школьный возраст является важным периодом жизни школьников и фундаментом для перехода в среднее звено школы, когда к организму ребенка предъявляются более высокие требования. И от того, насколько он будет готов к дальнейшему обучению, несомненно, зависит не только успешность обучения, но и состояние здоровья в целом.
Рисунок 1. Суммарные показатели качества жизни школьников с разным когнитивным развитием.
Figure 1. Total indicators of the quality of life of students with diff erent cognitive development.
Примечание: * — достоверность отличий с показателями детей II группы, p <0,05; ** — достоверность отличий с показателями детей II группы, p <0,01.
Note: * — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,05; ** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,01.
Выводы:
- У школьников начальных классов с высокими когнитивными способностями на протяжении всего периода обучения наблюдается динамичное снижение физического функционирования с наименьшими показателями в 4-м классе.
- Для интеллектуально одаренных детей характерны стабильно более низкие показатели эмоционального функционирования, которые характеризуются чрезмерной реакцией на неуспех, повышенным уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью.
- У детей с высокими показателями IQ установлено снижение социального функционирования, проявляющееся коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения.
- У большинства детей с высоким интеллектуальным развитием наблюдались более высокие значения школьного функционирования.
- Со 2-го класса у школьников с высокими когнитивными способностями выявлены более низкие показатели (p < 0,05) общего балла качества жизни по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития.
- Дисбаланс аспектов качества жизни у младших школьников высокого когнитивного развития требует комплексных мероприятий психолого-педагогического и медицинского характера.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Finansing. The study did not have sponsorship.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. Authors declares no conflict of interest.
Список литературы
1. Валиулина И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477. eLIBRARY ID: 28288657
2. Видонова О.В., Видонова А.С. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // IV Международная научно-практическая конференция «Развитие современного образования: теория, методика и практика»; Апрель 23, 2015; Чебоксары. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 166-167. Доступно по: https://interactiveplus.ru/e-publications/e-publication-130.pdf. Ссылка активна на 27.02.2020.
3. Хохлова В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // IV Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии»; Май 2016; Казань: Бук, 2016. – С. 72-75. Доступно по: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/. Ссылка активна на 26.02.2020.
4. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. – №3. – С.19- 24. eLIBRARY ID: 15324028
5. Лучникова А.А., Никитина Е.А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – №2. – С.218-224. eLIBRARY ID: 26168172
6. Сорокумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – Т. 2. – №17. – С. 6 – 10. eLIBRARY ID: 41562725
7. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т.7. –№ 2. – С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203
8. Куцина И.А., Яхудина Е.Н. Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с разной успешностью ведущей деятельности // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – №2. – С. 9-19. eLIBRARY ID: 29800482
9. Нагаева Т.А., Балашева И.И., Волкова Л.И., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Ильиных А.А. Медико-психологические особенности адаптационного процесса у детей в начальный период школьного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С.683. eLIBRARY ID: 21163118
10. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. –2011. – №10. – С. 197-293. eLIBRARY ID: 18047640
11. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников Т.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости // Российский педиатрический журнал. – 2017. – Т.20. №2. – С. 91-93. DOI: 10.18821/1560-9561- 2017-20-2-90-93
12. Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Особенности физического развития детей (7-11 лет) с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. – 2017. –№2. - С.74. eLIBRARY ID: 29036138
13. Якунин Р.И. Проблема физического воспитания умственно одаренных детей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. – №2. – С. 206-210. eLIBRARY ID: 21276047
14. Доброхотова Т.И. Личностные особенности интеллектуально одаренных детей // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2017. – №1. – С. 116-121. eLIBRARY ID: 32351314
15. Долгих В.В., Рычкова Л.В., Поляков В.М., Бугун О.В., Радионова А.Н. и др. Некоторые аспекты состояние здоровья одаренных школьников // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. Экспериментальные исследования в биологии и медицине. – 2012. – Т.5. – №87. С. 217-219. eLIBRARY ID: 18226566
16. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: «Олма-Пресс Звездный мир». 2002.
17. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. - СПб.: ГП «Иматон»; 1993.
18. Bain S.K., Allin J.D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. - fifth edition // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2005. – № 23. – С. 87–95.
19. Туник Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - М.: Питер; 2013.
20. Токарев О.А. Одаренные дети: трудности в общении // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – № 37. – С.73-75. eLIBRARY ID: 35689199
Об авторах
А. А. ЛебеденкоРоссия
Лебеденко Александр Анатольевич, д.м.н., проф., заведующий кафедрой детских болезней № 2, проректор (директор) НИИАП
Ростов-на-Дону
А. М. Левчин
Россия
Левчин Артём Михайлович, к.м.н., ассистент кафедры детских болезней № 2
Ростов-на-Дону
И. Б. Ершова
Украина
Ершова Ирина Борисовна, д.м.н., проф., заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций
Луганск, Луганская Народная Республика
Ю. В. Глушко
Украина
Глушко Юлия Витальевна, к.м.н., ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций
Луганск, Луганская Народная Республика
Рецензия
Для цитирования:
Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020;11(2):55-61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61
For citation:
Levchin A.M., Lebedenko A.A., Ershova I.B., Glushko J.V. The dynamics of the quality of life of primary schoolchildren with different cognitive success. Medical Herald of the South of Russia. 2020;11(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61