Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 11–14 ЛЕТ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2017-1-70-74

Полный текст:

Аннотация

Цель: изучить реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у школьников в возрасте 11-14 лет с патологией зрения.

Материалы и методы: исследование проводилось с участием 113 школьников в возрасте 11-14 лет. Основная группа — 58 слепых и слабовидящих детей, контрольная группа — 55 здоровых. Для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме, использовали индекс Робинсона. Состояние активности вегетативной нервной системы оценивали по индексу Кердо.

Результаты: проведенное исследование показало, что потребность миокарда в кислороде ниже у мальчиков с патологией зрения на высоте нагрузки PWC150 и выше у девочек этой же группы на 5-й мин. отдыха, чем у практически здоровых детей. Индекс Кердо у детей основной группы был выше, чем у здоровых, и указывал на значительное преобладание активности симпатической нервной системы (СНС). Коэффициент выносливости у детей с проблемами зрения, независимо от пола, до нагрузки и на 1-й, 5-й мин. отдыха существенно не отличался от показателя группы здоровых. Индекс Робинсона во время нагрузки у мальчиков с патологией зрения был ниже, а у девочек этой же группы выше, чем у здоровых сверстников. Минутный объем крови (МОК), среднее артериальное давление (СрАД) в состоянии покоя был существенно выше, а при нагрузке ниже у детей с патологией зрения.

Выводы: у школьников с патологией зрения преобладает активность симпатической нервной системы, снижен индекс Робинсона, минутный объем крови и среднее артериальное давление, незначительные нарушения активности сердечно-сосудистой системы.

Об авторах

Т. В. Павлова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия
Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85


Наталья Борисовна Пилькевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

кафедра патологии, д.м.н.

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85



В. В. Дычко
Донбасский государственный педагогический университет
Украина
Украина, 84100, г. Славянск, ул. Генерала Батюка, д. 19


Список литературы

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе.–М.: Теория и практика физ. культуры и спорта; 2006.

2. Кудрявцев В.Т. Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов. Современное дошкольное образование. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №3. –С.10-17.

3. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением: методические рекомендации.–М.: САРМА; 2002.

4. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.–Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев; 2001.

5. Либман Е.С. Медико-социальные проблемы офтальмологи // Съезд офтальмол. России, 9-й: Тез. докл. - М.: Издательство «Офтальмология», 2010.–С. 70-71.

6. Кокорева Е.Г. Влияние психофизической коррекции на нейродинамические функции школьников младших классов с нарушением зрения // Теория и практика физ. культуры и спорта. –2012. –№3. – С. 19-23.

7. Демирчоглян Г.Г.,Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.–М.: Советский спорт;2000.

8. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. и др. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Под редакцией Л.П. Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академ-книга»; 2002.

9. Гурова Е.В. Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей 8-10 лет с нарушением зрения // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №8. –С. 45-48.

10. Чередниченко Н.Л., Чередниченко Л.П. Баланс вегетативной нервной системы и кардиореспираторных показателей у детей с различной клинической рефракцией в процессе их роста и влияние его на становление рефракции // Российская педиатрическая офтальмология. – 2015. – №1. – С. 33-36.

11. Кириллова Л.И., Сековец Л.С. Клинические формы нарушений зрения и физическое воспитание слабовидящих детей // Проблемы физического воспитания аномальных детей. – М.: Медицина, 1987. –С. 45-49.

12. Гурова Е.В. Анализ физического развития и состояния здоровья дошкольников с нарушениями зрения // Здоровье и физическая культура: сборник научных статей кафедры физической и психической реабилитации ЮУрГУ и областного врачебно-физкультурного диспансера. Выпуск 1. –Челябинск:Издательство ЮУрГУ, 2003. –С.53-57.

13. Макарова И.М., Кузнецова И.А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы у школьников с нарушением зрения 8-16 лет. // Научные труды. Ежегодник за 2005 год. – Омск: Издательство СибГУФК, 2005. –С. 118-125.

14. Азарян А.Р. Правильная ходьба и манера движений как важное условие социализации слепых и слабовидящих // Физическое воспитание детей с нарушением зрения.– 2005. –№6. – С.14-17.

15. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. - Донецк: Издательство ДонНУ; 2005.

16. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитаниянравственности и личностных качеств у слепых и слабовидящихшкольников // Дефектология. – 1984. – №6. – С.53-59.

17. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA. – М.: Медиа Сфера; 2002.


Для цитирования:


Павлова Т.В., Пилькевич Н.Б., Дычко В.В. ИЗУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 11–14 ЛЕТ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ. Медицинский вестник Юга России. 2017;(1):70-74. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2017-1-70-74

For citation:


Pavlova T.V., Pilkevich N.B., Dychko V.V. STUDYOF THE REACTION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM ON PHYSICAL ACTIVITYIN SCHOOLPUPILS AGED 11–14 YEARS WITH VISION PATHOLOGY. Medical Herald of the South of Russia. 2017;(1):70-74. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2017-1-70-74

Просмотров: 4216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)