Перейти к:
Зинаида Виссарионовна Ермольева в Ростовском медицинском институте
https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-122-128
Аннотация
В статье анализируются материалы Государственного архива Ростовской области о Зинаиде Виссарионовне Ермольевой — выдающемся советском ученом-микробиологе и эпидемиологе, академике АМН СССР, создателе первого Отечественного препарата пенициллина. Приведены данные о годах её учебы в Ростовском женском медицинском институте, а затем на медицинском факультете Донского университета. Рассмотрены архивные материалы, свидетельствующие о первых этапах её трудовой деятельности как преподавателя и ученого на кафедре микробиологии Донского университета.
Ключевые слова
Для цитирования:
Попова А.Ю., Харсеева Г.Г., Волкова А.Е., Шлык С.В. Зинаида Виссарионовна Ермольева в Ростовском медицинском институте. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(3):122-128. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-122-128
For citation:
Popova A.Yu., Kharseeva G.G., Volkova A.E., Shlyk S.V. Zinaida Vissarionovna Ermolyeva at Rostov medical institute. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(3):122-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-122-128
Зинаида Виссарионовна Ермольева — выдающийся советский ученый-микробиолог и эпидемиолог, академик АМН СССР, создатель первого в нашей стране Отечественного препарата пенициллина и других противомикробных и противовирусных препаратов, талантливый разработчик системы профилактики и диагностики холеры. Огромен её вклад не только в науку, но и в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. За предотвращение эпидемии холеры в Сталинграде в 1943 г. Зинаида Виссарионовна удостоена Сталинской премии I степени, которую она отдала в Фонд обороны страны1,2. На эти средства построили самолет-истребитель с надписью на борту «Зинаида Ермольева». З.В. Ермольева — создатель Отечественной школы микробиологов, под её руководством подготовлено и защищено около 180 диссертаций, в том числе, 34 докторские.
Кто же эта величайшая женщина? Где проходило формирование её как выдающейся личности? Как постигала она основы микробиологической науки?
Биография Зинаиды Виссарионовны известна хорошо, однако до сих пор имеются некоторые детали, которые остаются не совсем ясными. Так, во многих публикуемых в настоящее время изданиях указывается дата рождения Зинаиды Виссарионовны — 1898 год, да и сама она указывала именно эту дату в своем Curriculumvitae (рис. 1). Однако это не соответствует действительности: в её Свидетельстве о рождении указано, что она «тысяча восемьсот девяносто седьмого года Октября второго родилась и того же месяца шестнадцатого числа крещена». Зафиксирован факт рождения Зинаиды Виссарионовны в метрической книге части I от 1898 года (рис. 2). Зинаида Виссарионовна родилась в семье войскового старшины, подъесаула 4-го Донского казачьего полка Виссариона Васильевича Ермольева и его супруги Александры Гавриловны. Подъесаул — это высший офицерский чин в казачьих войсках Российской Империи, относящийся к IX классу в Табели о рангах, приравненный к чину штабс-ротмистра в кавалерии, и титулярного советника на гражданской службе. По служебному положению этот чин соответствовал бы в наше время званию капитана. Становится понятным, что такой чин обычный «зажиточный» казак получить не мог. В Государственном архиве Ростовской области личное дело отца З.В. Ермольевой отсутствует: есть лишь документ, свидетельствующий о том, что дело дворянина В.В. Ермольева ранее там находилось и, по словам сотрудников архива, утрачено в 40-е гг. прошлого века. Может, это произошло случайно, а может связано с какими-то иными причинами? В Российской Империи дворянский титул передавался по наследству детям по достижении восемнадцати лет, значит юная Зинаида, родившаяся в 1897 г., должна была стать дворянкой уже в 1916 г.. Родившись в 1898 г., Зинаида Виссарионовна в связи с событиями в стране дворянкой стать не успевала и «Дамоклов меч» дворянства ей не угрожал. В те нелёгкие годы это могло иметь важнейшее значение.
Рисунок 1. Curriculumvitae З.В. Ермольевой от 24.09.1921 г.
Figure 1. Curriculumvitae Z.V. Ermolyeva dated September 24, 1921
Рисунок 2. Свидетельство о рождении З.В. Ермольевой
Figure 2. Birth certificate of Z.V. Ermolyeva
Ранняя смерть отца Виссариона Васильевича (1909 г.) возложила все заботы о семье на мать — Александру Гавриловну, которая стремилась дать высшее образование своим детям. Зинаида поступает в Новочеркасскую Мариинскую Донскую женскую гимназию, которую заканчивает с золотой медалью. По окончании гимназии, чтобы иметь возможность преподавать в начальной школе математику и русский язык, Зинаида поступает в дополнительный восьмой класс, который отлично заканчивает в 1915 г. Но преподавание в начальной школе не увлекает Зинаиду: она мечтает получить высшее медицинское образование и стать врачом. Для осуществления мечты складываются подходящие условия.
В 1915 г. во время Первой мировой войны Русский Императорский Варшавский университет эвакуируется из Варшавы в г. Ростов-на-Дону. Наиболее подходящей базой для медицинского факультета университета становится Николаевская больница. На базе медицинского факультета организован Ростовский городской женский медицинский институт, директором которого становится декан медицинского факультета профессор Колосов Александр Александрович. А.А. Колосов и главный врач Николаевской больницы, заместитель директора Ростовского городского женского медицинского института Николай Васильевич Парийский совместно проводят огромную работу по организации преподавательской деятельности и созданию Устава института.
Зинаида решает поступить в Ростовский городской женский медицинский институт, что осуществить оказалось очень непросто. Конкурс при поступлении велик, да и поступить туда могут только уроженки г. Ростова-на-Дону, а на медицинский факультет университета — только юноши. Тогда её мать Александра Гавриловна, как вдова войскового старшины, пишет письмо Его Сиятельству Господину Войсковому Наказному Атаману Войска Донского с просьбой ходатайствовать о принятии Зинаиды в институт (рис. 3).
Рисунок 3. Прошение матери З.В. Ермольевой Александры Гавриловны Ермольевой о зачислении дочери Зинаиды в Ростовский городской женский медицинский институт
Figure 3. Request from mother Z.V. Ermolyeva Alexandra Gavrilovna Ermolyeva about the enrollment of her daughter Zinaida in the Rostov City Women's Medical Institute
Получив ходатайство Войскового Наказного Атамана Войска Донского, Зинаида подает прошение о зачислении её в число слушательниц директору Ростовского городского женского медицинского института, проф. А.А. Колосову (рис. 4). На прошении поставлена резолюция: «Принимается на первый курс 30 ноября 1916 г. Директор инст-та А.Колосов».
Рисунок 4. Прошение З.В. Ермольевой о зачислении её в число слушательниц Ростовского городского женского медицинского института
Figure 4. Petition from Z.V. Ermolyeva about enrolling her among the students of the Rostov City Women's Medical Institute
По особому ходатайству директора Ростовского городского женского института профессора А.А. Колосова перед министром Народного просвещения, Зинаида Ермольева, несмотря на то, что являлась иногородней жительницей, «сверхкомплекта» принята в Ростовский городской женский медицинский институт.
Зинаида, став студенткой, с большим интересом приступает к учёбе, постигая дисциплины первых курсов исключительно на «отлично» (рис. 5). В 1915 г. в Ростов-на-Дону вместе с профессорско-преподавательским составом Русского Императорского Варшавского университета переехал ученик И.И. Мечникова, профессор В.А. Барыкин, который руководил кафедрой бактериологии, переименованной в 1920 г. в кафедру микробиологии. Позднее в состав сотрудников кафедры вошли М.И. Штуцер и П.Ф. Здродовский. Проф. М.И. Штуцер широко известен в микробиологической науке тем, что описал новый вид возбудителя дизентерии, известный как палочка Штуцера-Шмидца. П.Ф. Здродовский, защитил в 1920 г. в Донском университете докторскую диссертацию. Работая на кафедре микробиологии, он впервые предложил использование адъюванта для повышения иммуногенных свойств дифтерийного анатоксина. Препарат дифтерийного анатоксина разработал выдающийся французский ученый Г. Рамон, с которым П.Ф. Здродовский состоял в дружеских отношениях и переписке3. Предложение П.Ф. Здродовского по усовершенствованию этого препарата имело чрезвычайно важное значение. Этот выдающийся учёный создал основы для разработки календаря профилактических прививок, а позже, переехав в Москву, занимался исследованием возбудителей риккетсиозов. П.Ф. Здродовский впоследствии удостоен звания Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий (Ленинской и Сталинской), награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Рисунок 5. Зачётная книжка студентки Ростовского городского женского медицинского института З.В. Ермольевой
Figure 5. Record book of a student of the Rostov City Women's Medical Institute Z.V. Ermolyeva
И вот в созвездие таких учёных, известных не только в нашей стране, но и в мире, попадает юная Зинаида. Её интерес к микробиологии растёт. Проф. В.А. Барыкин замечает талантливую студентку, под его руководством Зинаида занимается в научном студенческом кружке. В то время на Кавказе свирепствовала эпидемия холеры, что, возможно, и объясняет её интерес к этой инфекции. Будучи студенткой, она проводит свои первые опыты по изучению холероподобных вибрионов. Именно эти исследования заложили основу для разработки системы профилактических мероприятий против холерной инфекции, которые помогли предотвратить эпидемию холеры в Сталинграде в 1942 г. Увлёкшись микробиологической наукой, Зинаида не стремится получать на экзаменах исключительно отличные отметки. Она всецело предана делу всей своей жизни.
В 1921 г. Зинаида Ермольева окончила медицинский факультет Донского университета, с которым слился к тому времени Ростовский городской женский медицинский институт. Она подает прошение зачислить её преподавателем по кафедре микробиологии (рис. 6). Зинаида Виссарионовна активно занимается преподавательской деятельностью, читает лекции студентам, проводит практические занятия. Помимо этого, большую часть времени она отдаёт организации обеспечения учебного процесса: ведению музея культур, подготовке материалов к лекциям по всем разделам микробиологии и реферативным занятиям по протозойным заболеваниям.
Рисунок 6. Прошение З.В. Ермольевой о зачислении преподавателем по кафедре микробиологии
Figure 6. Petition from Z.V. Ermolyeva about being accepted as a teacher in the Department of Microbiology
Годы разрухи и лишений, связанные с Первой мировой войной, Гражданской войной и революцией дали о себе знать. Студенты занимались стоя, потому что не хватало стульев. Проводить практические занятия по микробиологии затруднительно, потому что не хватает спирта и нет рукомойников в учебных помещениях. В то время заседания кафедры микробиологии проводились совместно с кафедрой инфекционных болезней и туберкулеза, на которых и рассматривались возможные пути решения этих проблем. Строгого плана проведения заседаний не было, собирались они по мере необходимости. В протоколах тех лет зафиксировано, что «студенты проявляли малую заинтересованность микробиологической наукой», более их интересовали клинические дисциплины.
Проф. В.А. Барыкин в 1922 г. покидает Донской университет и переезжает на работу в Москву. Руководство кафедрой микробиологии переходит к проф. С.М. Максимовичу, который руководит одновременно и кафедрой медицинской и аналитической химии. Свои полномочия заведующего по кафедре микробиологии он передаёт старшему ассистенту Я.П. Рознатовскому. По сохранившимся в Государственном архиве Ростовской области протоколам Предметной комиссии, на должность профессора по кафедре микробиологии подали заявления три претендента — М.И. Штуцер, П.Ф. Здродовский и Я.П. Рознатовский. В зафиксированных в протоколах выступлениях членов Предметной комиссии высказывались разные мнения. Так, сохранились суждения проф. Я.В. Режабек «об отсутствии глубины и научной ценности» в трудах М.И. Штуцера и П.Ф. Здродовского. Принципиальную позицию по этому вопросу высказывает профессор Ш.И. Криницкий, который, имея гражданское мужество, поддерживает этих выдающихся учёных. По итогам голосования на должность профессора кафедры избирают Я.П. Рознатовского, под руководством которого на кафедре продолжает работать З.В. Ермольева.
Помимо работы на кафедре микробиологии, Зинаида Виссарионовна поступает на службу в Северо-Кавказский бактериологический институт. По анализу архивных документов складывается впечатление, что круг общения Зинаиды Виссарионовны сводится к научным сотрудникам А.А. Кашаевой и А.Г. Клюевой, работавших вместе с ней как на кафедре микробиологии, так и в бактериологическом институте. Сохранились документы, свидетельствующие о небольшом денежном содержании, положенном Зинаиде Виссарионовне за работу, которое даже немного ниже, чем у её коллег.
В 1924–1925 гг. Зинаида Виссарионовна, работая на кафедре микробиологии, часто выезжает в командировки в Москву и Петроград (Ленинград), где выступает с докладами по кишечным инфекциям и холере. Обращает на себя внимание тот факт, что ректор Донского университета стремился создать З.В. Ермольевой наиболее благоприятные условия во время её работы на Всероссийских съездах бактериологов и эпидемиологов в Ленинграде, выдав ей соответствующий мандат (рис. 7). Такие документы предоставляли выезжающим в командировки сотрудникам далеко не всегда. Это свидетельствует о том, насколько он ценил молодого специалиста Зинаиду Виссарионовну Ермольеву. Помимо этого, в Государственном архиве Ростовской области сохранились документы, в которых она обращается к руководству Донского университета с просьбой отпустить её в отпуск для выезда в ст. Арчеда поблизости г. Новочеркасска, где, предположительно, жила ее мать. Получить разрешение на выезд в отпуск или командировку было не просто: требовались ходатайства и Я.П. Рознатовского как исполняющего обязанности заведующего кафедрой и С.М. Максимовича — как заведующего кафедрой. Эти документы затем рассматривались специальной комиссией, после ходатайства которой их подписывал ректор Донского университета. Примечательно, что во всех случаях разрешительный документ подписывался и никаких препятствий к выезду из города Зинаида Виссарионовна не имела. Неоднократно вместе с З.В. Ермольевой в командировки выезжает и А.Г. Клюева.
Рисунок 7. Мандат об оказании «гр. Ермольевой всяческого содействия при выполнении возложенных поручений» на время пребывания в командировке в г. Ленинграде на Восьмом Всероссийском съезде бактериологов и эпидемиологов
Figure 7. Mandate to provide “gr. Ermolyeva to provide all possible assistance in carrying out assigned assignments” during her stay on a business trip in Leningrad at the Eighth All-Russian Congress of Bacteriologists and Epidemiologists
В 1925 г. Зинаида Виссарионовна подает прошение об увольнении, которое рассматривается почти полгода. После согласования с многочисленными комиссиями, в 1926 г. её прошение удовлетворено. Она, как полагают, по рекомендации проф. В.А. Барыкина переезжает в Москву, где условия для проведения научной деятельности несравненно более благоприятны. С 1926 г. З.В. Ермольева заведует отделом биохимии микробов в Биохимическом институте им. А. Н. Баха в Москве. Вместе с ней в Москву уезжает и А.Г. Клюева, которая впоследствии становится ближайшей коллегой З.В. Ермольевой. А.А. Кашаева остается в Донском университете и впоследствии, после окончания Великой Отечественной войны, становится профессором и заведующей кафедрой микробиологии. Ее ученицей становится профессор, Заслуженный деятель науки РФ Е.П. Москаленко, которая известна своими работами в области коклюшной и дифтерийной инфекции. Долгие годы дружеские отношения связывают Е.П. Москаленко с Е.А. Ведьминой — микробиологом, профессором, племянницей З.В. Ермольевой.
Зинаида Виссарионовна — выдающаяся ученица русской микробиологической школы, её колыбель и родной дом — Ростовский медицинский институт. Здесь она родилась, училась, делала первые шаги в профессии и обрела свое призвание. Именно в Ростове-на-Дону в стенах Ростовского медицинского института проходило ее становление как личности и ученого. Здесь ее помнят, любят и гордятся ею.
1. Жизнь в науке (к 75-летию со дня рождения З.В. Ермольевой). Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 1973; 12: 127–128.
2. Блинкова Л. П. Зинаида Виссарионовна Ермольева—выдающийсямикробиолог, создатель отечественного пенициллина и другиха нтибактериальных препаратов. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 2019; 2: 119–124.
3. Научному наследию Павла Феликсовича Здродовского. Материалы расширенного заседания ученого совета. Под редакцией академика РАН А.Л. Гинцбурга и доктора медицинских наук С.Б. Чекнева. Москва: ООО «РПГ ТиВиАй», 2016. – 96 с.
Об авторах
А. Ю. ПоповаРоссия
Попова Анна Юрьевна, д.м.н., профессор, руководитель Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Москва
Г. Г. Харсеева
Россия
Харсеева Галина Георгиевна, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой микробиологии вирусологии №2
Ростов-на-Дону
А. Е. Волкова
Россия
Волкова Ангелина Евгеньевна, ординатор 1 года обучения по специальности «Бактериология»
Ростов-на-Дону
С. В. Шлык
Россия
Шлык Сергей Владимирович, д.м.н., профессор
Ростов-на-Дону
Рецензия
Для цитирования:
Попова А.Ю., Харсеева Г.Г., Волкова А.Е., Шлык С.В. Зинаида Виссарионовна Ермольева в Ростовском медицинском институте. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(3):122-128. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-122-128
For citation:
Popova A.Yu., Kharseeva G.G., Volkova A.E., Shlyk S.V. Zinaida Vissarionovna Ermolyeva at Rostov medical institute. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(3):122-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-122-128