Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Особенности иммунных и психоэмоциональных факторов в адаптивных реакциях студентов-первокурсников

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-4-29-34

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: сопоставительная характеристика показателей иммунного и психоэмоционального статусов студентов-первокурсников при различных условиях образовательного процесса.

Материалы и методы: обследованы 2 группы студентов-первокурсников лечебно-профилактического факультета (ЛПФ) (18 человек) и военного учебного центра (ВУЦ) (17 человек) ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава РФ, сопоставимые по возрасту (19±1 и 19±2 лет), полу (все – мужчины), физическому состоянию (соответствовали I группе здоровья). Оценку иммунного статуса осуществляли в НИИ клинической иммунологии с использованием стандартных методологических подходов. Психологическое тестирование проводили с использованием шкалы Спилбергера-Ханина, методики диагностики депрессии А. Бэка, опросника К. Роджерса и Р. Даймонда.

Результаты: различия в системе иммунного реагирования между сравниваемыми группами выявлены лишь в отношении параметров, характеризующих врождённый иммунитет. У студентов ВУЦ по отношению к студентам-лечебникам снижены функциональные возможности натуральных киллеров, уменьшена экспрессия моноцитами одного из наиболее показательных паттернраспознающих рецепторов. Анализ полученных данных психологического анкетирования показал, что студенты ВУЦ в сравнении с первокурсниками ЛПФ демонстрируют меньшую степень ситуативной и личностной тревожности при более низкой степени адаптации.

Заключение: у военных студентов-медиков в сравнении со студентами лечебного факультета снижены показатели иммунной системы, ответственные за процессы первичного иммунного реагирования, что формирует возможные предпосылки развития клинических проявлений иммунной дисфункции. Период психологической адаптации к учебному процессу в медицинском вузе менее успешен для первокурсников ВУЦ. Необходима разработка мероприятий, направленных на повышение чувства ответственности, психоэмоциональных и иммунных адаптационных ресурсов.

Для цитирования:


Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А., Лобода Т.В. Особенности иммунных и психоэмоциональных факторов в адаптивных реакциях студентов-первокурсников. Медицинский вестник Юга России. 2023;14(4):29-34. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-4-29-34

For citation:


Urazmambetov R.T., Chebotov S.A., Loboda T.V. Features of both immune and psycho-emotional factors in the adaptive reactions of first-year students. Medical Herald of the South of Russia. 2023;14(4):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-4-29-34

Введение

Интеллектуальная (в том числе учебная) деятельность относится к одному из социальных факторов, провоцирующих развитие стрессовых состояний, в особенности при старте вузовского обучения. Повышение умственной, психоэмоциональной нагрузки, изменение режима работы и отдыха, как и многие другие перемены образа жизни, формируют период адаптации к ним. Адаптация студентов к обучению, с психологической точки зрения, заключается в активной сознательной деятельности, направленной на приобретение профессиональных знаний. С физиологической точки зрения, это психоэмоциональный стресс, сопровождающийся соответствующей трансформацией гомеостатических систем [1]. Иммунная система как составляющий компонент гомеостаза вовлечена в этот процесс изменениями своих функциональных резервов [2][3]. Несмотря на высокий компенсаторный потенциал, её ресурсы имеют ограничения, что определяет возможность развития клинических признаков иммунной дисфункции. Наиболее раннее выявление, возможность прогноза и профилактики таковых изменений — актуальная проблема. Небезынтересны вопросы анализа коррелятивных связей между условиями образовательного процесса, самооценкой психологического состояния и объективными данными параметров функционирования иммунной системы как значимого фактора физического здоровья студента.

Цель исследования — сопоставительная характеристика показателей психоэмоционального и иммунного статусов студентов-первокурсников при различных условиях образовательного процесса.

Материалы и методы

Объектом исследования стали 35 студентов первого курса лечебно-профилактического факультета и военного учебного центра ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Обследуемые разделены на две группы: первая группа — 18 студентов военного учебного центра (ВУЦ), вторая (17) — студенты лечебно-профилактического факультета (ЛПФ). Критерием исключения стала клиническая манифестация инфекционного процесса любой этиологии в течение трёх месяцев, предшествовавших исследованию. Группы были сопоставимы по возрасту (19±1 и 19±2 лет соответственно), полу (все — мужчины), физическому состоянию (соответствовали I группе здоровья).

Все участники исследования подписали информированное согласие в соответствии с протоколом, одобренным Локальным Независимым Этическим Комитетом ФГБОУ ВО РостГМУ. Сбор фактического материала проводили через три месяца после начала обучения. В работе использованы регистрационные карты анализа иммуноопосредованной патологии, отражающие заболеваемость в течение года с позиции оценки работы иммунной системы по основным синдромам (инфекционному, аллергологическому, аутоиммунному, лимфопролиферативному) (Сизякина Л.П., 2013). Психологическое тестирование проводили с использованием шкалы самооценки Спилбергера-Ханина, которая отражает тревожность как стабильную личностную характеристику, а также ситуативную (реактивную) тревожность как состояние, также использованы методика диагностики депрессии А. Бэка [4], опросник К. Роджерса и Р. Даймонда для оценки социально-психологической адаптации к академической среде [5].

Оценку иммунного статуса осуществляли в НИИ клинической иммунологии с использованием стандартных методологических подходов. Статистический расчёты выполняли в программе StatTech v. 1.2.0 и Statistica SPSS v.26. Сравнение двух групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнялось с помощью U критерия Манна-Уитни. Группы, имеющие нормальное распределение, сравнивались с помощью параметрического t-Критерия Стьюдента.

Результаты

Обработка данных регистрационных карт иммуноопосредованной патологии свидетельствует о том, что в течение года, предшествовавшего обучению в университете, лимфопролиферативных нарушений и проявлений аутоиммунной патологии в обеих группах наблюдения отмечено не было. Проявления аллергологического синдрома (сезонный аллергический ринит легкой степени тяжести) выявлены у двух студентов ЛПФ и отсутствуют у студентов ВУЦ. Инфекционная манифестация регистрировалась у 52,5% и 55,6% участников наблюдения соответственно. Клинически инфекционный синдром проявлялся острыми инфекциями дыхательных путей. При средней частоте 1,5±0,5 раз в год болезнь длилась в среднем 5,9±1,9 дней у студентов ВУЦ, в группе ЛПФ — 1,7±0,2 и 6,2±2,2 соответственно. Осложнения, потребовавшие применения антибактериальной терапии, развились в 31% случаев (ВУЦ) и 29% случаев (ЛПФ).

При характеристике параметров функционирования иммунной системы выявлено, что процесс созревания Т-лимфоцитов находится на одном уровне в обеих сравниваемых группах. Это утверждение подтверждено сопоставимыми значениями абсолютного количества зрелых Т-клеток: 1,4 [ 1,6;1,9]×109/л у студентов ВУЦ и 1,4 [ 1,7;1,9]×109/л у студентов лечебного факультета (р=0,92). Нет статистически значимых различий и в показателях, отражающих процессы дифференцировки Т-лимфоцитов (у студентов ВУЦ и ЛПФ соответственно: количество Т-лимфоцитов хелперов — CD3+CD4+,109/л 0,78 [ 0,68;0,91] и 0,82 [ 0,75; 0,97], р=0,31; количество цитотоксических Т-лимфоцитов — CD3+CD8+,109/л 0,60 [ 0,53;0,73] и 0,55 [ 0,45;0,61], р=0,15. Также мы не выявили статистически значимой разницы и в интегральных показателях антителопродукции, о чём свидетельствуют значения содержания основных классов иммуноглобулинов сыворотки крови. Соответственно, в группах ВУЦ и ЛПФ: IgA (г/л) 1,7 [ 1,3;2,2] и 1,5 [ 1,1;1,9], р=0,6; IgM (г/л) 1,1 [ 1,06;1,24] и 1,2 [ 1,1;1,3], р=0,51; IgG (г/л) 11,6 [ 11,3;12,0] и 11,9 [ 11,0;13,1], р=0,29. Между тем, в показателях, характеризующих работу системы врождённого иммунитета, между двумя сравниваемыми группами отмечены отличительные признаки, которые связаны с количеством функционально активных натуральных киллеров (НК), содержащих в цитоплазме гранулы гранзима В, необходимого этим клеткам для реализации цитолитических эффектов. Показано, что у студентов ВУЦ доля гранзим-содержащих НК существенно ниже, нежели у первокурсников ЛПФ (рис. 1).

Рисунок 1. Ящичные диаграммы абсолютного количества
функционально активных НК CD16+Gr+ (109/л)
у студентов 1 курса ЛПФ и ВУЦ.

Figure 1. Boxplots of number of functionally active CD16+Gr+ (109/l)
for 1st year students of the faculties of MPF and MTC.

Помимо этого, определяется ещё один параметр показателей клеточных факторов врождённого иммунитета, имеющий статистически значимые различия между группами. Установлено, что у студентов ВУЦ в сопоставлении со студентами ЛПФ меньшее количество моноцитов, экспрессирующих на своей поверхности TLR4-рецептор, необходимый для первичного распознавания липополисахаридов клеточной стенки бактерий (рис. 2).

Рисунок 2. Ящичные диаграммы
абсолютного количества моноцитов периферической крови,
экспрессирующих TLR4: CD14+ CD284+ (109/л) у студентов 1 курса ЛПФ и ВУЦ.

Figure 1. Boxplots of number of peripheral blood monocytes
expressing TLR4CD14+ CD284+ (109/l)
for 1st year students of the faculties of MPF and MTC.

Анализ полученных результатов психологического анкетирования по шкале ситуативной тревожности показал примерно одинаковое распределение испытуемых обеих групп со средним и низким уровнем тревожности. Однако высокий уровень ситуативной тревожности выявлен только среди студентов военного учебного центра, что характеризует переживание беспокойства, напряжённости в конкретной стрессовой ситуации. Обратно пропорциональное соотношение испытуемых отмечается среди студентов со средним и низким уровнями личностной тревожности. Так, испытуемых военного учебного центра с низким уровнем личностной тревожности в полтора раза меньше, чем испытуемых со средним уровнем. И наоборот: испытуемых ЛПФ с низким уровнем личностной тревожности в полтора раза больше, чем испытуемых со средним уровнем. При этом обучающиеся военного учебного центра склонны воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающий их жизнедеятельности и реагировать выраженным состоянием тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера, табл. 1).

Таблица / Table 1

Показатели тревожности студентов
Indicators of students' anxiety

Ситуативная

Situational

Уровень

Level

Студенты ВУЦ (n=18)

Students FMM (n=18)

Студенты ЛПФ (n=17)

Students MF (n=17)

Количество испытуемых

Number of subjects

%

Количество испытуемых

Number of subjects

%

Высокий

High

4

18

0

Средний

Average

7

41

7

44

Низкий

Low

7

41

10

56

Личностная

Personal

Уровень

Level

Студенты ВУЦ (n=18)

Students FMM (n=18)

Студенты ЛПФ (n=17)

Students MF (n=17)

Количество испытуемых

Number of subjects

%

Количество испытуемых

Number of subjects

%

Высокий

High

1

6

0

Средний

Average

10

59

6

39

Низкий

Low

7

35

11

61

По результатам диагностики депрессии А. Бэка выявлено, что испытуемые обеих групп в период проведения исследования не пребывают в актуальном тревожном или подавленном состоянии, способны адекватно оценивать происходящее. При этом полное отсутствие депрессивных симптомов демонстрирует 82% студентов ВУЦ и 94% студентов ЛПФ. Полученные результаты изучения социально-психологической адаптации испытуемых свидетельствуют о том, что среди обучающихся военного учебного центра этот показатель хуже. Так, по данным опросника К. Роджерса и Р. Даймонда, испытуемых со средним уровнем адаптивности 24% среди первокурсников ВУЦ и лишь 6% — студентов ЛПФ.

Обсуждение

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что стартовые позиции перед обучением в вузе, с точки зрения клинической манифестации иммуноопосредованной патологии, равны. Инфекционные проявления в виде острых респираторных инфекций без выраженных осложнений регистрировались в равной степени в обеих группах наблюдения и не выходили за пределы среднестатистического уровня практически здоровых, а аллергосиндром в виде сезонного аллергического ринита легкой степени тяжести регистрировался лишь у двух студентов лечебно-профилактического факультета. В этой связи безусловного внимания заслуживает факт различий, выявленный между сравниваемыми группами, в параметрах иммунного реагирования через три месяца после начала учебы в вузе. Что особенно важно, эти изменения касаются клеток врождённого иммунитета. Согласно современным представлениям, этим клеточным линиям отводится решающая роль в формировании устойчивости к воздействию чужеродных агентов любой антигенной характеристики. Кроме того, именно от адекватного ответа лимфоцитов врожденного иммунитета (натуральных киллеров), а также клеток макрофагального ряда (моноцитов периферической крови) зависит сила и направленность специфических иммунных реакций [6][7]. Выявленное в наших исследованиях снижение функциональных возможностей натуральных киллеров может стать основой несостоятельности противовирусной резистентности у студентов ВУЦ, равно как уменьшение экспрессии TLR4, может привести к снижению антибактериального иммунного ответа. В совокупности полученные данные анализа иммунного статуса показывают высокую вероятность развития разнообразных вариаций клинической манифестации иммунной дисфункции у первокурсников ВУЦ. Логично предположить, что отмеченные отличительные признаки иммунного реагирования имеют основу в виде различий в психологической реактивности, связанной в свою очередь с особенностями образовательного процесса в зависимости от программы обучения. Результаты обработки данных психологического самоанализа студентов показал, что трёхмесячный период адаптации не способствовал развитию признаков депрессии у всех наблюдаемых, сохранил устойчивость к стрессовым факторам. При этом студенты ВУЦ демонстрируют меньшую степень ситуативной и личностной тревожности в сравнении с первокурсниками ЛПФ. Этот факт относится к числу настораживающих, потому как низкая тревожность, что характеризует первокурсников ВУЦ, согласно методике Ч.Д. Спилбергера, требует повышения у респондентов чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности для более успешной реализации поставленных задач. В свою очередь интегральный показатель опросника К. Роджерса и Р. Даймонда объективно продемонстрировал более низкую степень адаптации у военных первокурсников-медиков. Совокупность полученных данных подтверждает, что психологическая адаптация у студентов УВЦ отстаёт от таковой у студентов ЛПФ. Этот факт, вероятно, определяет выявленные нами изменения иммунного реагирования в виде снижения функционального потенциала параметров врождённого иммунного реагирования.

Заключение

Периоды психологической адаптации к учебному процессу в медицинском вузе имеют различия в зависимости от особенностей организации учебного процесса, будучи менее успешным для первокурсников ВУЦ. У военных студентов-медиков в сравнении со студентами ЛПФ снижены показатели иммунной системы, ответственные за процессы первичного иммунного реагирования, что формирует возможные предпосылки развития клинических проявлений иммунной дисфункции. Необходима разработка мероприятий, направленных на повышение чувства ответственности, психоэмоциональных и иммунных адаптационных ресурсов.

Список литературы

1. Заболотная С.Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2012;19(4):17-20.

2. Зайцева Н.С., Сизякина Л.П. Роль факторов врожденного иммунитета в формировании адаптационных реакций при стрессе. Иммунология. 2021;42(3):270-276.

3. Прохоренко И.О., Германова В.Н., Сергеев О.С. Стресс и состояние иммунной системы в норме и патологии. Краткий обзор литературы. Вестник медицинского института "Реавиз": Реабилитация, врач и здоровье. 2017;(1):82-90.

4. Beck AT, Kovacs M, Weissman A. Assessment of suicidal intention: the Scale for Suicide Ideation. J Consult Clin Psychol. 1979;47(2):343-52. https://doi.org/10.1037//0022-006x.47.2.343

5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа. 2004;1:43-56.

6. Ben-Eliyahu S. Can we really know if a stressor increases or decreases natural killer cell activity? Brain Behav Immun. 2012;26(8):1224-5. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2012.08.004

7. De Lorenzo BH, de Oliveira Marchioro L, Greco CR, Suchecki D. Sleep-deprivation reduces NK cell number and function mediated by β-adrenergic signalling. Psychoneuroendocrinology. 2015;57:134-43. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2015.04.006


Об авторах

Р. Т. Уразмамбетов
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Уразмамбетов Ринат Тахирович – аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



С. А. Чеботов
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Чеботов Сергей Алексеевич – аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Т. В. Лобода
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Лобода Татьяна Васильевна – старший преподаватель кафедры педагогики

Ростов-на-Дону


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Рецензия

Для цитирования:


Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А., Лобода Т.В. Особенности иммунных и психоэмоциональных факторов в адаптивных реакциях студентов-первокурсников. Медицинский вестник Юга России. 2023;14(4):29-34. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-4-29-34

For citation:


Urazmambetov R.T., Chebotov S.A., Loboda T.V. Features of both immune and psycho-emotional factors in the adaptive reactions of first-year students. Medical Herald of the South of Russia. 2023;14(4):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2023-14-4-29-34

Просмотров: 294


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)