Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

Полный текст:

Аннотация

Цель: изучение качества жизни младших школьников в динамике их обучения в начальных классах.

Материалы и методы: обследовано 573 ребенка начальных классов школ г. Ростова-на-Дону. Изучение качества жизни проводилось с использованием опросника PedsQL 4.0. В зависимости от уровня когнитивного развития дети были разделены на две группы: I (основная) группа — 82 ребенка с высоким когнитивным развитием, II (контрольная) группа — 491 ребенок со средним уровнем когнитивного развития. Когнитивное развитие оценивалось тестом Д. Векслера, шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине с определением коэффициентов IQ и тестом Е. Торренса на креативность.

Результаты: у школьников начальных классов с высокими когнитивными способностями наблюдается динамичное снижение физического функционирования с наименьшими показателями в 4-м классе, более низкие показатели эмоционального функционирования, характеризующиеся чрезмерной реакцией на неуспех, повышенным уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью. Установлено снижение социального функционирования, проявляющееся коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения. Наблюдались более высокие значения школьного функционирования. Со 2-го класса у школьников с высокими когнитивными способностями выявлены значимо более низкие показатели общего балла качества жизни по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития.

Выводы: у младших школьников высокого когнитивного развития наблюдается дисбаланс разных аспектов качества жизни, что требует дополнительных мероприятий по оптимизации показателей.

Для цитирования:


Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020;11(2):55-61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

For citation:


Levchin A.M., Lebedenko A.A., Ershova I.B., Glushko J.V. The dynamics of the quality of life of primary schoolchildren with different cognitive success. Medical Herald of the South of Russia. 2020;11(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

Введение

Оптимизация здоровья детей, поступающих в школу, и сохранение его на протяжении все­го обучения является важной задачей совре­менной педиатрии. В это время полностью меняется образ жизни ребенка: распорядок дня, интенсифика­ция статических и интеллектуальных нагрузок, требо­вания к нему окружающих, расширение социальных контактов. Одновременно происходит перестройка работы практически всех органов и систем, что де­лает организм еще более уязвимым в целом. Нужно учитывать, что именно в этом возрасте часто активи­зируются многие генетически обусловленные состоя­ния, которые могут иметь как положительную, так и отрицательную ориентацию [1-3]. Поэтому от старта школьной жизни во многом зависит дальнейшие ос­новополагающие возможности организма. Обращаясь к интеллектуальным возможностям, нужно отметить, что большинство работ несут педагогическую и пси­хологическую направленность, они посвящены иссле­дованию развития когнитивных способностей, обе­спечивающих успешность как в учебной деятельности, так и профессиональной в дальнейшем [4-8]. Сама же проблема интеллекта остается одной из самых дискус­сионных, что связано отсутствием однозначного опре­деления, четкого методологического подхода и единых методов его исследования.

Работы, посвященные изучению объективных пока­зателей здоровья и субъективных параметров его ощу­щения в зависимости от когнитивных способностей, на сегодняшний день единичны [9-11], они затрагивают чаще всего вопросы, касающиеся физического развития школьников с интеллектуальной недоразвитостью [12].

Публикации в отношении интеллектуально одарен­ных детей характеризуются крайней противоречиво­стью от всестороннего развития во всех отношениях до угловатого, неуклюжего ребенка с трудностями в обще­нии [13,14]. Большинство из них носит публицистиче­ский характер. Фундаментальные же работы в этом на­правлении остаются единичными [15]. Аналитический литературный поиск показал также, что крайне мало уделяется вниманию к параметрам самочувствия детей с высокими уровнями когнитивного развития.

Цель исследования — изучение качества жизни младших школьников в динамике их обучения в на­чальных классах.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 573 ребенка, обуча­ющихся в начальных классах школ Ростова-на-Дону и Луганска, у которых было проведено проспективное ис­следование с изучением качества жизни путем исполь­зования опросника PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory [16]. Опросник включает 4 блока тестирования: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирова­ние (СФ) и школьное функционирование (ШФ). На ос­новании данных о ЭФ, СФ и ШФ определяется психосо­циальное здоровье (ПСЗ). В заключение подсчитывается общий балл (ОБ) качества жизни.

В зависимости от уровня когнитивного развития дети были разделены на две группы: 82 ребенка с высоким ког­нитивным развитием составили I (основную) группу, и 491 ребенок со средним уровнем когнитивного развития — II (контрольную) группу.

Инструментом для оценки когнитивного развития явились тест Д. Векслера [17], шкала интеллекта Стэн­форд-Бине [18], с определением коэффициентов IQ и тест Е. Торренса на креативность [19].

Перед началом проведения тестирования родителями и детьми подписывалось информационное согласие на участие в исследовании, которое было разработано раз­дельно для родителей и для детей. Как родителям, так и детям предварительно подробно объяснялись детали проведения исследования, его цели и задачи. Обязатель­ным условием являлось соблюдение деонтологических правил и конфиденциальность информации при работе с детьми и родителями.

Критериями включения детей в I группу были воз­раст от 7 до 11 лет, набор в тесте Д. Векслера и по шкале интеллекта Стэнфорд-Бине 120 и более баллов, в тесте Е. Торренса — 66 баллов и выше, отсутствие острых и хро­нических декомпенсированных заболеваний, наличие информационного согласия.

Критериями включения детей во II группу были воз­раст от 7 до 11 лет, набор в тесте Д. Векслера и по шкале интеллекта Стэнфорд-Бине менее 120, но более 80 бал­лов, в тесте Е. Торренса — менее 66, но более 35 баллов, отсутствие острых и хронических декомпенсированных заболеваний, наличие информационного согласия.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась в операционной системе Windows XP с ис­пользованием программ «Microsoft Office Excel 7.0» и «Statistica 10.0» (США). Для определения достоверности различий в альтернативных выборках в связи с распре­делением показателей, отличным от нормального, ис­пользовали U-критерий Манна-Уитни. Количественные признаки характеризовали с помощью расчета среднего арифметического значения и среднего квадратичного от­клонения (M±a). Статистическую значимость результа­тов устанавливали при р < 0,05.

Результаты

Проведенное исследование показало, что у детей высо­кого когнитивного развития на протяжении первого года обучения не установлено изменений в уровне физического функционирования (табл. 1). Однако к концу учебного года показатели в I группе были статистически значимо ниже по сравнению с детьми II группы в аналогичный период. Во 2-м и 3-м классах физическое функционирование не имело достоверной разницы между показателями сохраняясь на одном уровне. Однако эти значения были ниже показателей первого класса и ниже, чем у детей средних когнитивных способностей в аналогичные возрастные периоды.

Самое низкое физическое функционирование у ин­теллектуально одаренных детей наблюдали в 4-м классе, которое было ниже по сравнению с детьми II группы на 13 баллов.

Таблица / Table 1

Показатели качества жизни у школьников начальных классов, М±а
Indicators of quality of life in primary school students, M ± a

Аспек-ты

Аspects

Группы

Groups

При поступлении On admission

Перед окончанием Before graduation

1 класса 1st class

2 класса 2nd class

3 класса 3rd class

4 класса 4th class

ФФ / PF

I

75,68 34 (68,02;82,59)

76,662'3'4**

(70,13;85,31)

71 54 0,1,4 *** (63,57;78,26)

70 980,1,4***

(63,41;76,81)

66,1°0-1-2-***

(57,41;74,81)

II

77,93u

(70,22;84,13)

84,31°- 4 (77,56;91,17)

85,65 04 (76,29;90,76)

84,910,4

(75,01;91,23)

79,471A3

(7°,56;84,°°)

ЭФ / EF

I

71,221 (65,43;80,15)

65,01**Л4

(56,01;70,36)

68,10**

(61,56;75,01)

67,73***

(61,09;76,32)

70,21* (64,71;76,9)

II

73,04 23 (64,52;80,11)

73,69 A3 (63,51;76,20)

78,92 (69,10;81,23)

79,43 (70,84;85,32)

75,67 (69,73;83,45)

СФ / SF

I

71,13 (60,38;77,03)

70,45 * (59,37;76,96)

73,08 ** (61,73;82,34)

72,56**

(60,43;81,22)

70,03 *** (68,46;85,51)

II

74,102-3-4

(66,51;81,03)

77,312A4

(68,24;83,05)

84,41 w-3 (75,41;88,96)

83,19

(76,82;89,31)

87,69 (78,21;94,10)

ШФ / SF

I

78,06*

(69,75;85,71)

76,09*,3

(69,32;85,33)

78,14*

(67,54;71,98)

81,03 ** (73,24;88,54)

80,21**д

(71,03;88,11)

II

71,36 (61,34;78,93)

70,01

(61,22;77,41)

73,09

(62,23;80,61)

73,69

(66,38;81,09)

71,12 (60,14;79,32)

ПСЗ /PSH

I

73,21 (61,22;82,41)

69,72

(60,11;75,89)

72,63*

(7°,°3;79,°8)

73,18 * (63,91;81,22)

73,03* (64,51;79,26)

II

73,36 23 (60,37;84,42)

73,84 A3 (67,34;80,32)

79,12

(72,96;86,41)

78,98

(71,57;86,33)

78,68 (72,22;87,96)

ОБ / TS

I

74,11 (63,22;83,59)

72,18

(63,98;78,34)

72,84**

(61,53;79,11)

73,28 * (62,89;80,45)

71,82**

(62,98;79,19)

II

74,23 23 (64,17;88,37)

76,06

(70,02;92,11)

80,76 0 (72,03;94,21)

80,52 0 (72,14;95,76)

78,83 (71,17;87,25)

Примечание: * — достоверность различий с показателями детей II группы, p < 0,05; ** — достоверность различий с показателями детей II группы, p <0,01; *** — достоверность различий с показателями детей II группы, p <0,001; 0 — достоверность различий с по­казателями детей при поступлении в 1 класс, p <0,05; 1 — достоверность различий с показателями детей перед окончанием 1 класса, p <0,05; 2 — перед окончанием 2 класса, p <0,05; 3 — перед окончанием 3 класса, p <0,05; 4 — перед окончанием 4 класса, p <0,05.
Note: * — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,05; ** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,01; *** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,001; 0 — significance of differences with the performance of children upon admission to the 1st grade, p <0,05; 1 — significance of differences with the performance of children before the end of the 1st grade, p <0,05; 2 — before the end of the 2nd grade, p <0,05; 3 — before the end of the 3rd grade, p <0,05; 4 — before the end of the 4th grade, p <0,05.

У детей среднего интеллектуального развития к кон­цу первого учебного года показатели физического функ­ционирования возросли на 6 баллов (табл. 1). Они со­хранялись на одном уровне и в течение 2 - 3-го классов. К концу учебного года в 4-м классе наблюдали снижение значений физического функционирования.

Эмоциональное функционирование у детей I группы значимо снизилось к концу учебного года в первом клас­се по сравнению с началом. В дальнейшем наблюдалась тенденция к повышению, но статистической разницы по­казатели достигли лишь к 4-му классу. На всем протяже­нии (с конца 1-го и до конца 4-го класса) значения эмоци­онального функционирования были ниже по сравнению со школьниками II группы. У последних в течение обуче­ния в первом классе, показатели не имели достоверных отличий. Но в дальнейшем во втором и третьем классах уровень эмоционального функционирования значимо вырос.

Анализ социального функционирования у детей I группы показал, что его значения в период обучения детей в начальных классах находились на одном уровне и были значимо ниже аналогичных у детей II группы за исключением значений при поступлении, что отражено в табл. 1.

Показатели социального функционирования при по­ступлении были наименьшими в группе детей со сред­ними когнитивными способностями. В дальнейшем наблюдалось постепенное нарастание их значений с по­явлением достоверных отличий во 2-м классе в отличие от высокоинтеллектуальных детей.

Школьное функционирование у детей с высоки­ми когнитивными способностями в отличие от других аспектов качества жизни имело более высокие показа­тели по сравнению с таковыми у школьников начальных классов, имеющими средние значения интеллектуально­го развития. Статистически значимых отличий показате­лей между классами в I и II группах зарегистрировано не было.

Анализ психосоциального здоровья, складываю­щегося из показателей, относящихся к духовной сфере детей, позволил установить, что во 2-м, 3-м и 4-м клас­сах его уровень у школьников I группы был значимо ниже в сравнении с детьми II группы.

Все перечисленные аспекты качества жизни, иссле­дованные в работе, обусловили значения общих баллов у детей начальных классов, которые оказались на более низком уровне в группе интеллектуально одаренных детей.

Оценка суммарных значений качества жизни школьников за весь период обучения в начальных клас­сах в зависимости от когнитивного развития позволила установить, что наиболее оптимальные значения (выше 75 баллов) наблюдались в 1,4 раза реже у детей I груп­пы (рис. 1).

В то же время почти у 1/3 детей означенной группы на­блюдались показатели на уровне 50 и менее баллов (50 — 25), что в 1,7 раз чаще, чем у детей II группы.

Обсуждение

В настоящем исследовании выявлено у детей с высокими когнитивными способностями более низ­кое физическое функционирование, по сравнению со школьниками среднего интеллектуального развития. Это связано с тем, что такие дети часто занимаются ум­ственной работой, которая для них является более ин­тересной и легкой. Физических усилий многие одарен­ные дети избегают, так как не заинтересованы делать то, что у них получается хуже, чем интеллектуальная деятельность, которая является любимой. Со временем развивается перекос в жизненном функционировании, который усугубляется при приближении к подростко­вому возрасту.

Обработка анкет показала, что у детей с высоким когнитивным развитием наблюдалось снижение по­казателей социального функционирования. Проблемы общения у школьников проявлялись чрезмерной кон­фликтностью, часто обусловленной разным мировоз­зрением, недостатком общих тем для обсуждения, что приводило к отчуждению высоко интеллектуального ребенка от сверстников. Настоящие данные совпада­ют с публикациями социальных педагогов центра ле­чебной педагогики и дифференцированного обучения [20].

Вышеизложенное, а также комплекс других триг­геров нашли отражение в эмоциональном функцио­нировании детей, которое было снижено у детей с вы­сокими показателями IQ, по сравнению с остальными одноклассниками и проявлялось в эмоциональной не­устойчивости.

Школьное функционирование у высоко когни­тивных детей, наоборот, было выше по сравнению со сверстниками. Хотя у некоторых школьников с высо­ко развитыми интеллектуальными способностями на­блюдались сложности при недооценке педагогами их повышенных качеств. При этом у школьников часто терялась мотивация к обучению.

Дисгармоничность разных аспектов качества жиз­ни у детей начальных классов с интеллектуальной ода­ренностью сопровождалось снижением общего балла функционирования начиная со 2-го класса более чем у половины таких школьников.

Младший школьный возраст является важным пе­риодом жизни школьников и фундаментом для пере­хода в среднее звено школы, когда к организму ребенка предъявляются более высокие требования. И от того, насколько он будет готов к дальнейшему обучению, не­сомненно, зависит не только успешность обучения, но и состояние здоровья в целом.

 

Рисунок 1. Суммарные показатели качества жизни школьников с разным когнитивным развитием.
Figure 1. Total indicators of the quality of life of students with diff erent cognitive development.

Примечание: * — достоверность отличий с показателями детей II группы, p <0,05; ** — достоверность отличий с показателями детей II группы, p <0,01.
Note: * — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,05; ** — significance of differences with indicators of children of group II, p <0,01.

Выводы:

  1. У школьников начальных классов с высокими ког­нитивными способностями на протяжении всего периода обучения наблюдается динамичное сни­жение физического функционирования с наимень­шими показателями в 4-м классе.
  2. Для интеллектуально одаренных детей характерны стабильно более низкие показатели эмоционального функционирования, которые характеризуются чрез­мерной реакцией на неуспех, повышенным уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью.
  3. У детей с высокими показателями IQ установлено снижение социального функционирования, про­являющееся коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения.
  4. У большинства детей с высоким интеллектуаль­ным развитием наблюдались более высокие значе­ния школьного функционирования.
  5. Со 2-го класса у школьников с высокими когнитив­ными способностями выявлены более низкие по­казатели (p < 0,05) общего балла качества жизни по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития.
  6. Дисбаланс аспектов качества жизни у младших школьников высокого когнитивного развития тре­бует комплексных мероприятий психолого-педаго­гического и медицинского характера.

Финансирование. Исследование не имело спонсор­ской поддержки.
Finansing. The study did not have sponsorship.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. Authors declares no conflict of interest.

Список литературы

1. Валиулина И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477. eLIBRARY ID: 28288657

2. Видонова О.В., Видонова А.С. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // IV Международная научно-практическая конференция «Развитие современного образования: теория, методика и практика»; Апрель 23, 2015; Чебоксары. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 166-167. Доступно по: https://interactiveplus.ru/e-publications/e-publication-130.pdf. Ссылка активна на 27.02.2020.

3. Хохлова В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // IV Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии»; Май 2016; Казань: Бук, 2016. – С. 72-75. Доступно по: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/. Ссылка активна на 26.02.2020.

4. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. – №3. – С.19- 24. eLIBRARY ID: 15324028

5. Лучникова А.А., Никитина Е.А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – №2. – С.218-224. eLIBRARY ID: 26168172

6. Сорокумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – Т. 2. – №17. – С. 6 – 10. eLIBRARY ID: 41562725

7. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т.7. –№ 2. – С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203

8. Куцина И.А., Яхудина Е.Н. Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с разной успешностью ведущей деятельности // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – №2. – С. 9-19. eLIBRARY ID: 29800482

9. Нагаева Т.А., Балашева И.И., Волкова Л.И., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Ильиных А.А. Медико-психологические особенности адаптационного процесса у детей в начальный период школьного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С.683. eLIBRARY ID: 21163118

10. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. –2011. – №10. – С. 197-293. eLIBRARY ID: 18047640

11. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников Т.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости // Российский педиатрический журнал. – 2017. – Т.20. №2. – С. 91-93. DOI: 10.18821/1560-9561- 2017-20-2-90-93

12. Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Особенности физического развития детей (7-11 лет) с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. – 2017. –№2. - С.74. eLIBRARY ID: 29036138

13. Якунин Р.И. Проблема физического воспитания умственно одаренных детей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. – №2. – С. 206-210. eLIBRARY ID: 21276047

14. Доброхотова Т.И. Личностные особенности интеллектуально одаренных детей // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2017. – №1. – С. 116-121. eLIBRARY ID: 32351314

15. Долгих В.В., Рычкова Л.В., Поляков В.М., Бугун О.В., Радионова А.Н. и др. Некоторые аспекты состояние здоровья одаренных школьников // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. Экспериментальные исследования в биологии и медицине. – 2012. – Т.5. – №87. С. 217-219. eLIBRARY ID: 18226566

16. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: «Олма-Пресс Звездный мир». 2002.

17. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. - СПб.: ГП «Иматон»; 1993.

18. Bain S.K., Allin J.D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. - fifth edition // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2005. – № 23. – С. 87–95.

19. Туник Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - М.: Питер; 2013.

20. Токарев О.А. Одаренные дети: трудности в общении // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – № 37. – С.73-75. eLIBRARY ID: 35689199


Об авторах

А. А. Лебеденко
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Лебеденко Александр Анатольевич, д.м.н., проф., заведующий кафедрой детских болезней № 2, проректор (директор) НИИАП

Ростов-на-Дону



А. М. Левчин
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Левчин Артём Михайлович, к.м.н., ассистент кафедры детских болезней № 2

Ростов-на-Дону



И. Б. Ершова
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Украина

Ершова Ирина Борисовна, д.м.н., проф., заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций

Луганск, Луганская Народная Республика



Ю. В. Глушко
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Украина

Глушко Юлия Витальевна, к.м.н., ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций

Луганск, Луганская Народная Республика

 



Для цитирования:


Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020;11(2):55-61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

For citation:


Levchin A.M., Lebedenko A.A., Ershova I.B., Glushko J.V. The dynamics of the quality of life of primary schoolchildren with different cognitive success. Medical Herald of the South of Russia. 2020;11(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)