Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

Полный текст:

Аннотация

Цель: изучение качества жизни младших школьников в динамике их обучения в начальных классах.

Материалы и методы: обследовано 573 ребенка начальных классов школ г. Ростова-на-Дону. Изучение качества жизни проводилось с использованием опросника PedsQL 4.0. В зависимости от уровня когнитивного развития дети были разделены на две группы: I (основная) группа — 82 ребенка с высоким когнитивным развитием, II (контрольная) группа — 491 ребенок со средним уровнем когнитивного развития. Когнитивное развитие оценивалось тестом Д. Векслера, шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине с определением коэффициентов IQ и тестом Е. Торренса на креативность.

Результаты: у школьников начальных классов с высокими когнитивными способностями наблюдается динамичное снижение физического функционирования с наименьшими показателями в 4-м классе, более низкие показатели эмоционального функционирования, характеризующиеся чрезмерной реакцией на неуспех, повышенным уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью. Установлено снижение социального функционирования, проявляющееся коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения. Наблюдались более высокие значения школьного функционирования. Со 2-го класса у школьников с высокими когнитивными способностями выявлены значимо более низкие показатели общего балла качества жизни по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития.

Выводы: у младших школьников высокого когнитивного развития наблюдается дисбаланс разных аспектов качества жизни, что требует дополнительных мероприятий по оптимизации показателей.

Об авторах

А. А. Лебеденко
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Лебеденко Александр Анатольевич, д.м.н., проф., заведующий кафедрой детских болезней № 2, проректор (директор) НИИАП

Ростов-на-Дону



А. М. Левчин
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Левчин Артём Михайлович, к.м.н., ассистент кафедры детских болезней № 2

Ростов-на-Дону



И. Б. Ершова
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Украина

Ершова Ирина Борисовна, д.м.н., проф., заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций

Луганск, Луганская Народная Республика



Ю. В. Глушко
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Украина

Глушко Юлия Витальевна, к.м.н., ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций

Луганск, Луганская Народная Республика

 



Список литературы

1. Валиулина И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477. eLIBRARY ID: 28288657

2. Видонова О.В., Видонова А.С. Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // IV Международная научно-практическая конференция «Развитие современного образования: теория, методика и практика»; Апрель 23, 2015; Чебоксары. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 166-167. Доступно по: https://interactiveplus.ru/e-publications/e-publication-130.pdf. Ссылка активна на 27.02.2020.

3. Хохлова В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // IV Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии»; Май 2016; Казань: Бук, 2016. – С. 72-75. Доступно по: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10159/. Ссылка активна на 26.02.2020.

4. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. – №3. – С.19- 24. eLIBRARY ID: 15324028

5. Лучникова А.А., Никитина Е.А. Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – №2. – С.218-224. eLIBRARY ID: 26168172

6. Сорокумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – Т. 2. – №17. – С. 6 – 10. eLIBRARY ID: 41562725

7. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т.7. –№ 2. – С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203

8. Куцина И.А., Яхудина Е.Н. Особенности познавательных психических процессов у младших школьников с разной успешностью ведущей деятельности // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – №2. – С. 9-19. eLIBRARY ID: 29800482

9. Нагаева Т.А., Балашева И.И., Волкова Л.И., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Ильиных А.А. Медико-психологические особенности адаптационного процесса у детей в начальный период школьного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С.683. eLIBRARY ID: 21163118

10. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. –2011. – №10. – С. 197-293. eLIBRARY ID: 18047640

11. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников Т.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости // Российский педиатрический журнал. – 2017. – Т.20. №2. – С. 91-93. DOI: 10.18821/1560-9561- 2017-20-2-90-93

12. Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Особенности физического развития детей (7-11 лет) с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. – 2017. –№2. - С.74. eLIBRARY ID: 29036138

13. Якунин Р.И. Проблема физического воспитания умственно одаренных детей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. – №2. – С. 206-210. eLIBRARY ID: 21276047

14. Доброхотова Т.И. Личностные особенности интеллектуально одаренных детей // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2017. – №1. – С. 116-121. eLIBRARY ID: 32351314

15. Долгих В.В., Рычкова Л.В., Поляков В.М., Бугун О.В., Радионова А.Н. и др. Некоторые аспекты состояние здоровья одаренных школьников // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. Экспериментальные исследования в биологии и медицине. – 2012. – Т.5. – №87. С. 217-219. eLIBRARY ID: 18226566

16. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: «Олма-Пресс Звездный мир». 2002.

17. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. - СПб.: ГП «Иматон»; 1993.

18. Bain S.K., Allin J.D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. - fifth edition // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2005. – № 23. – С. 87–95.

19. Туник Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - М.: Питер; 2013.

20. Токарев О.А. Одаренные дети: трудности в общении // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – № 37. – С.73-75. eLIBRARY ID: 35689199


Для цитирования:


Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020;11(2):55-61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

For citation:


Levchin A.M., Lebedenko A.A., Ershova I.B., Glushko J.V. The dynamics of the quality of life of primary schoolchildren with different cognitive success. Medical Herald of the South of Russia. 2020;11(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)