Перейти к:
Особенности коррекции нарушений пищеварительной системы у детей с реактивным астеническим синдромом
https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-67-76
Аннотация
Цель: изучение особенностей пищеварительной системы у детей с реактивным астеническим синдромом и коррекция нарушений с помощью комплексной интеграционной программы.
Материалы и методы: проведено проспективное когортное нерандомизированное исследование 419 детей младшего школьного возраста. Основная группа — 128 детей, проживающих на территории активных боевых действий. В контрольную группу вошёл 291 ребенок вне зоны активных боевых действий. Полное обследование проводилось перед началом и через 6 месяцев от начала проведения комплексной интеграционной реабилитационной программы. У всех детей проводился сбор жалоб, анамнеза, анализ амбулаторных карт, объективный осмотр, исследование моторно-эвакуаторной функции ЖКТ.
Результаты: у всех детей основной группы отмечались жалобы со стороны пищеварительной системы. 97 (75,78%) детей беспокоило снижение аппетита; 79 (61,72%) — нарушение стула. Функциональные нарушения регистрировались у 80 (62,50%) детей основной группы, органическая патология — у 62 (48,44%). Среди функциональных отклонений на первом месте были функциональные расстройства билиарного тракта (у 65 (50,78%) человек). Среди органической патологии — болезни желудка и 12-типерстной кишки (у 59 (46,09%) детей). Периферическая электрогастроэнтерография выявила у большинства детей основной группы непропульсивные сокращения и дискоординацию моторики разной степени выраженности во всех отделах ЖКТ.
Выводы: проведение комплексных реабилитационных мероприятий оптимизировало изучаемые показатели с более выраженной эффективностью у детей, эвакуированных из зон активных боевых действий.
Для цитирования:
Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Особенности коррекции нарушений пищеварительной системы у детей с реактивным астеническим синдромом. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(3):67-76. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-67-76
For citation:
Levchin A.M., Ershova I.B., Rogovtsova A.G. Features of correction of disorders of the digestive system in children with reactive asthenic syndrome. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(3):67-76. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-67-76
Введение
В настоящее время наблюдается значительная распространённость проявлений реактивного астенического синдрома у детей в результате напряжения адаптивных возможностей организма вследствие длительного проживания в условиях стресса военных боевых действий.
Основной патогенетический механизм реактивного астенического синдрома заключается в перегрузке активирующей ретикулярной формации, которая синхронизирует все аспекты поведения человека и управляет его энергетическими ресурсами. Формируется «порочный круг», когда организму необходима дополнительная энергия для преодоления внешних воздействий (соматических, инфекционных, стрессовых перегрузок и т.д.), а внутренние ресурсы не готовы принять и переработать её. Появление клинических симптомов является сигналом о перегрузке ретикулярной активирующей системы, аутоинтоксикации продуктами метаболизма и нарушении регуляции выработки и использования энергетических ресурсов организма [1].
Кроме того, нарушения пищеварительной системы также характеризуются преходящим характером астенического синдрома у детей и наличием чёткой связи с провоцирующим фактором и его неспецифичностью1.
Значимым фактором, провоцирующим развитие реактивного астенического синдрома у детей младшего школьного возраста, является дефицит витаминов и минералов, отдельных аминокислот, в частности триптофана, полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), которые необходимы для нормального функционирования нервной системы и синтеза нейромедиаторов, которые влияют на эмоциональную сферу и поведение ребенка2. Эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста, характеризуются разнообразием, кратковременностью проявлений и в то же время сочетанием интенсивности и устойчивости отрицательных эмоций. Различные по своему характеру отрицательные эмоции (отчаяние, страх, тревога, тоска) сопровождаются однотипными висцеральными сдвигами. Повышается возбудимость симпатоадреналовой системы, следовательно, возрастает секреция катехоламинов. Связующим звеном между психологической и соматической сферой является стресс от военных действий, выражающийся главным образом в форме тоски и постоянной тревоги, нейровегетативно-эндокринной моторной реакцией и характерным чувством страха. Защитные физиологические механизмы лишь частично уменьшают, а не устраняют полностью эти явления. В результате патогенное действие стресса на организм ребенка усиливается. Этот процесс можно рассматривать как патофизиологическое торможение: стимулы, поступающие из ЦНС, блокируются и отводятся к висцеральным структурам через ВНС, приводя к изменениям в различных системах органов3. При наличии патопластического перенапряжения, которое не блокируется психологической защитой, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изменения в соматической системе и происходит генерализация заболевания.
Дефицит макро- и микронутриентов у детей, которые подверглись зоне вооруженного конфликта, связан с неполноценным питанием, что, безусловно, имело место при длительном пребывании ребенка в закрытых помещениях (подвалах и бомбоубежищах) с довольно скудным и однообразным пищевым рационом. Также дефицит нутриентов развивается в результате нарушения усвоения пищи, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, дисбиотических нарушениях кишечника и патологии обмена веществ [2].
Цель исследования — изучение особенностей пищеварительной системы у детей с реактивным астеническим синдромом и коррекция нарушений с помощью комплексной интеграционной программы.
Материал и методы
Проведено проспективное когортное нерандомизированное исследование в период с апреля 2022 г. по ноябрь 2022 г. (включительно) на базе ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки (ректор — д.м.н. Торба А.В.) с участием кафедры педиатрии и детских инфекций (зав. кафедрой — д.м.н., проф. Ершова И.Б.), ГУ ЛНР ЛГДБ № 3 (глав. врач — к.м.н. Козина С.Ю.), ГУ ЛНР ЛРДКБ (глав. врач — Белецкая Л.М.), ГУ ЛНР ЛГПУ Института педагогики и психологии (директор — Рудь М.В.) при участии кафедры дефектологии и психологической коррекции (заведующий кафедрой — к.м.н. Чубова И.И.), ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 26» (директор — Василина Т.Е.), ГОУ ЛНР «ПСШ № 30 им. Е. Олейникова» (директор — Безкоровайный Е.А.), Детской городской поликлиники Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону (МБУЗ «ДГП Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону») (глав. врач — к.м.н. Левчин А.М.), МБОУ города Ростова-на-Дону: «Школа № 64» (директор — Пономарёва И.П.), «Школа № 67» (директор — Сысоева Н.Е.).
Протокол и дизайн исследования были одобрены Локальным этическим комитетом, Ученым советом ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки 09.09.2021 г.
В исследование вошли 419 детей младшего школьного возраста, которые были разделены на группы и подгруппы в зависимости от места проживания (табл. 1).
Таблица / Table 1
Группы и подгруппы детей, вошедших в исследование
Groups and subgroups of children included in the study
Всего (n=419) Total(n=419) |
|||
Основная — дети проживали на территории активных боевых действий The main one is that the children lived in the territory of active hostilities |
Контрольная — дети проживали на мирных территориях Control — children lived in peaceful territories |
||
(n=128) |
(n=291) |
||
I «а» подгруппа — дети, эвакуированные в г. Ростов-на-Дону/ 1st «a» subgroup — children evacuated to Rostov-on-Don |
(n=67) |
I «б» подгруппа — дети, проживающие в Ростове-на-Дону/ 1st «b» subgroup — children living in Rostov-on-Don |
(n=148) |
II «а» подгруппа — дети, постоянно проживавшие в ЛНР/ 2nd «a» subgroup — children who permanently resided in the LPR |
(n=61) |
II «б» подгруппа — дети, проживающие на мирных территориях в ЛНР/ 2nd «b» subgroup — children living in peaceful territories in the LPR |
(n=143) |
Младшие школьники основной группы были включены в комплексную реабилитационную интеграционную программу, которая проводилась для детей I «а» подгруппы в Ростове-на-Дону, для детей II «а» подгруппы — на территории Луганской Народной Республики. Программа включала межведомственное взаимодействие медицинских и психолого-педагогических специалистов, а также специалистов социальных служб. Медицинское наблюдение проводилось по индивидуальному плану с каждым ребёнком в соответствии с состоянием, а также показателями здоровья и включало систематизированное диагностическое обследование с фиксацией результатов, которое служило базисом для организации и формирования реабилитационных мероприятий командной специалистов. Задачами психолого-педагогического блока была оценка уровня психофизического развития ребенка с учётом индивидуальных особенностей и организацией индивидуального образовательного маршрута ребенка. Сопровождение социальными работниками обеспечивало социально-правовую поддержку, разработку возможностей преодоления проблем, помощь в решении социальных вопросов обеспечения.
Полное обследование детей проводилось перед началом проведения комплексной интеграционной программы и через 6 месяцев от начала её проведения.
Комплексная интеграционная программа включала общеоздоровительные мероприятия: проведена коррекция режима дня, оптимизировано питание, введены в распорядок дня ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа. Для детей был разработан комплекс упражнений утренней гимнастики. В дифференцированном режиме назначены ультравысокочастотная терапия (УВЧ), бальнеотерапия, галотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия. Проводилась психологическая коррекция, направленная на коррекцию негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Работа с родителями способствовала созданию благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.
Вышеописанные мероприятия проводились на фоне приёма витаминно-минерального комплекса Компливит Актив по таб. 1 раз/сут. после приёма пищи при запивании достаточным количеством жидкости.
Оптимально подобранный состав действующих веществ, входящих в данный витаминно-минеральный комплекс позволяет оптимизировать нейровегетативный статус детей с астеническим синдромом и состояние пищеварительного тракта.
Таким образом, компоненты комплекса необходимы для оптимизации состояния пищеварительного тракта, а также мнестических функций и интеллекта ребенка при умственных нагрузках, для поддержки нервной системы в период стрессов.
Кроме того, назначалась комбинация монопрепаратов L-карнитина и убихинона у детей с гиперстенической астенией, проявления которой наблюдались в виде повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, гиперестезии сочетающейся с чрезмерной раздражительностью, возбудимостью и перевозбудимостью, двигательной активностью, нарушениями сна и головной болью, минимальными возрастными дозами карнитина (из ряда: элькар, карнитен, карнитон, карнитин хлорид): 25–30 мг/кг/сут. в течение месяца, после чего повышают дозы до средне терапевтических, а именно: 45 –50 мг/кг/сут. с их применением до 3–6 месяцев. Коэнзим Q10 (кудесан) со средне терапевтических (с 3 мг/кг/сут.) в течение месяца, после чего понижают дозы до профилактических, а именно 2 мг/кг/сут. [3-5].
У детей с гипостенической астенией, при регистрации жалоб на слабость, вялость, утомляемость, пониженную активность, апатию, заторможенность, дневную сонливость терапию данными препаратами начинали высокими возрастными дозами L-карнитина (75–100 мг/кг/сут. в течение месяца), после чего переходили на использование средне-терапевтических, а именно 45–50 мг/кг/сут. с их применением до 3–6 месяцев в зависимости от состояния пациентов. Коэнзим Q10 начинали со средне терапевтических доз: 3 мг/кг/сут. в течение месяца, после чего снижали дозы до профилактических, а именно 2 мг/кг/сут. Обоснованием использования антиоксидантов, в частности коэнзима Q10, у детей, испытавших стресс от военных действий, явилось то, что механизмы антиоксидантной защиты у детей несовершенны, поэтому перекисное окисление липидов (ПОЛ) представляет для них особую опасность. Незрелость физиологических и метаболических систем детского организма обусловливает высокую лёгкость их нарушения под влиянием различных неблагоприятных факторов внешней среды, в частности при стрессовой ситуации.
Критерии включения в основную группу:
- дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет включительно);
- дети проживающие на территории проведения активных боевых действий на территории ЛНР (г. Первомайск);
- подписанное информированное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.
Критерии включения в контрольную группу:
- дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет включительно);
- дети, не проживающие на территориях активных боевых действий;
- подписанное информированное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.
У всех детей проводился сбор жалоб, анамнеза, анализ амбулаторных карт, объективный осмотр, исследование моторно-эвакуаторной функции ЖКТ (периферическая электрогастроэнтерография) [6]. В работе использовался «Гастроскан-ГЭМ», созданный НПП «Исток-Система» г. Фрязино.
Математическую обработку проводили с использованием пакета прикладных программ «Statistica» для Windows 7.0. Для сравнения качественных показателей вычислялись среднее значение (М) и среднеквадратическое отклонение (σ). Статистически значимыми считались отличия при p<0,05 (95%-уровень значимости) и при p<0,01 (99%-й уровень значимости). Для установления взаимосвязи между изучаемыми показателями использовали корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты
В процессе диспансерного наблюдения за детьми, находящимися в зоне вооруженного конфликта, была отмечена особенно высокая частота (у 100% детей) жалоб, относящихся к системе пищеварения. В связи с этим было проведено более детальное исследование в этом направлении.
Дальнейшее исследование было направлено на анализ амбулаторных карт и более детальное обследование младших школьников в отношении частоты регистрации функциональной и органической патологии со стороны пищеварительной системы (табл. 2).
Таблица / Table 2
Распространенность дисфункций и заболеваний системы пищеварения среди младших школьников
Prevalence of dysfunctions and diseases of the digestive system among younger schoolchildren
Дисфункции и заболевания системы пищеварения Dysfunctions and diseases of the digestive system |
(n =128) |
Функциональные заболевания системы пищеварения Functional diseases of the digestive system |
|
Функциональные расстройства, связанные с тошнотой, рвотой, отрыжкой, изжогой Functional disorders associated with nausea, vomiting, belching, heartburn |
33 (25,78%) |
Функциональные абдоминальные болевые расстройства Functional abdominal pain disorders |
40 (31,25%) |
Функциональные расстройства дефекации Functional defecation disorders |
52 (40,63%) |
Функциональное расстройство билиарного тракта Functional disorder of the biliary tract |
65 (50,78%) |
Органические болезни системы пищеварения Organic diseases of the digestive system |
|
Болезни пищевода Diseases of the esophagus |
8 (6,25%) |
Болезни желудка и 12-типерстной кишки Diseases of the stomach and 12-duodenum |
59 (46,09%) |
Болезни желчного пузыря и ЖВП Diseases of the gallbladder and bile ducts |
19 (14,84%) |
Болезни печени Liver diseases |
11 (8,59%) |
Болезни поджелудочной железы Diseases of the pancreas |
5 (3,91%) |
Болезни кишечника Intestinal diseases |
33 (25,78%) |
Дальнейшее наше исследование было направленно на изучение моторно-эвакуационной функции желудочно-кишечного тракта, путём определения миоэлектрической активности его разных отделов (табл.3).
Таблица / Table 3
Показатели электрической активности у обследованных детей (M± σ)
Indicators of electrical activity in the examined children (M± σ)
Отдел ЖКТ Department of gastrointestinal tract |
Основная группа Main group |
Контрольная группа Control group |
|
1-ое исследование 1st study |
2-ое исследование 2nd study |
||
Желудок до еды Stomach before meals |
35,81±5,48* 35,79±4,16* |
27,99±4,05& 28,84±3,99& |
27,18±4,17 27,74±3,68 |
Желудок после еды Stomach after eating |
39,71±7,02* 39,89±5,87* |
49,37±6,81&& 42,48±5,12*1а |
48,82±5,09 48,90±6,14 |
ДПК до еды Duodenum before eating |
3,48±0,51* 3,42±0,78* |
3,03±0,47& 3,10±0,36 |
2,98±0,53 2,94±0,44 |
ДПК после еды Duodenum after eating |
3,93±0,66** 3,97±0,59** |
5,12±0,51&& 4,62±0,43&*1а |
5,29±0,60 5,25±0,52 |
Тощая кишка до еды Jejunum before eating |
6,98±0,71* 6,94±0,68* |
5,56±0,63& 5,60±0,58& |
5,35±0,57 5,38±0,61 |
Тощая кишка после еды Jejunum after eating |
7,00±0,76** 7,07±0,68** |
9,44±0,76&& 8,48±0,69&, *, 1а |
9,36±0,73 9,42±0,81 |
Подвздошная кишка до еды Ileum before eating |
20,68±2,43** 20,72±3,38** |
15,02±0,99&& 15,09±1,03&& |
14,90±0,12 14,96±0,11 |
Подвздошная кишка после еды Ileum after eating |
19,96±1,78** 19,91±2,09** |
25,09±1,83& 25,00±1,64& |
26,08±2,36 26,00±2,98 |
Толстая кишка до еды The colon before eating |
41,17±5,91* 41,09±6,18* |
50,17±8,13&& 48,98±7,69& |
53,98±8,17 54,01±8,43 |
Толстая кишка после еды Colon after eating |
40,11±6,73*** 40,32±5,89*** |
90,01±13,22&&& 73,58±10,79&&,1а,* |
94,97±13,85 94,55±14,61 |
Примечания (к данной таблице и последующим): в числителе основной группы — показатели детей I «а» подгруппы. В числителе контрольной группы — показатели детей I «б» подгруппы, постоянно проживающих в г. Ростове-на-Дону. В знаменателе основной группы — показатели детей II «а» подгруппы. В знаменателе — показатели детей II «б» подгруппы. * — статистически значимые отличия с соответствующей контрольной подгруппой (р<0,05), ** — (р<0,01), *** — (р<0,001). & — статистически значимые отличия с показателями детей до проведения комплексной интеграционной реабилитационной программы (р<0,05), && — (р<0,01), — (р<0,01), &&& — (р<0,001). 1а — статистически значимые отличия с показателями детей I «а» подгруппы (р<0,05) (критерий Манна-Уитни).
Notes (to this table and the following): in the numerator of the main group — the indicators of children of the 1st «a» subgroup. The numerator of the control group contains the indicators of children of the 1st “b” subgroup permanently residing in Rostov-on-Don. In the denominator of the main group — the indicators of children of the 2nd “a” subgroup. In the denominator — the indicators of children of the 2 “b” subgroup. * — statistically significant differences with the corresponding control subgroup (p<0.05), ** — (p<0,01), *** — (p<0,001). & — statistically significant differences with the indicators of children before the comprehensive integration rehabilitation program (p<0,05), && — (p<0,01), — (p<0,01), &&& — (p<0,001). 1a — statistically significant differences with the indicators of children of the 1st “a” subgroup (p<0,05) (Mann-Whitney criterion).
Полученные данные свидетельствуют о перераспределении относительной электрической активности в разных отделах желудочно-кишечного тракта детей основной группы натощак.
Проведение комплексной интеграционной реабилитационной программы оказало оптимизирующее влияние на моторно-эвакуационную функцию ЖКТ детей основной группы. Наблюдалось снижение показателей относительной мощности желудка, ДПК, тощей и подвздошной кишки на фоне повышения таковой в проекции толстой кишки натощак в подгруппе младших школьников, эвакуированных в Ростов-на-Дону (I«a»). В подгруппе детей, оставшихся на территории ЛНР (II«а»), отмечалась аналогичная динамика за исключением значений ДПК, которые, несмотря на снижение, не имели статистически значимой разницы с показателя до начала реабилитационных мероприятий.
После еды, наоборот, регистрировалось повышение миоэлектрической активности в отношении всех показателей ЖКТ у младших школьников I«a» подгруппы, что делало их сопоставимыми со значениями контрольной II«б» подгруппы уже через 6 месяцев от начала реабилитационной программы. У детей же II«a» подгруппы (оставшихся в ЛНР), невзирая на рост постпрандиальных показателей, значения желудка, ДПК, тощей и толстой кишки через 6 месяцев не достигали уровня соответствующих контрольных подгрупп и имели статистическую разницу с I«a» подгруппой. В ответ на пищевую нагрузку миоэлектрическая активность желудка и ДПК во II«a» подгруппе возрастала менее чем в 1,5 раза. Для нормализации их уровней, на наш взгляд, этой подгруппе нужно более длительный восстановительный период.
Анализ коэффициента ритмичности, характеризующего сокращения различных отделов желудочно-кишечного тракта, выявил следующее (табл. 4).
Таблица / Table 4
Показатели коэффициента ритмичности у обследованных детей (M± σ)
Indicators of the rhythm coefficient in the examined children (M± σ)
Отдел ЖКТ Department of gastrointestinal tract |
Основная группа Main group |
Контрольная группа Control group |
|
1-ое исследование 1st study |
2-ое исследование 2nd study |
||
Желудок до еды Stomach before meals |
20,76±4,78* 20,71±3,96* |
7,14±0,94& 8,03±1,09& |
6,92±0,83 6,99±0,99 |
Желудок после еды Stomach after eating |
26,99±5,41* 26,95±5,08* |
13,26±3,76& 14,45±3,58& |
12,11±2,99 12,07±3,04 |
ДПК до еды Duodenum before eating |
5,29±0,81* 5,24±0,74* |
1,60±0,32& 3,78±0,61 |
1,43±0,30 1,47±0,37 |
ДПК после еды Duodenum after eating |
6,88±0,90* 6,87±0,86* |
3,01±0,67& 4,67±0,71 |
2,43±0,42 2,48±0,47 |
Тощая кишка до еды Jejunum before eating |
6,47±0,83 6,32±0,91 |
5,41±0,82 6,03±0,74 |
4,93±0,71 4,98±0,86 |
Тощая кишка после еды Jejunum after eating |
8,72±1,01 8,77±0,96 |
9,47±1,03 10,55±2,47 |
8,48±0,99 8,44±1,02 |
Подвздошная кишка до еды Ileum before eating |
11,24±3,47* 11,29±2,98* |
7,61±0,86& 9,39±1,74 |
7,49±0,92 7,45±0,87 |
Подвздошная кишка после еды Ileum after eating |
14,05±3,62 14,10±3,54 |
13,32±2,48 12,09±3,07 |
13,25±2,66 13,21±3,05 |
Толстая кишка до еды The colon before eating |
21,70±4,88 21,76±3,94 |
25,68±4,76 25,43±4,51 |
24,96±3,12 24,93±3,64 |
Толстая кишка после еды Colon after eating |
24,57±5,01 24,60±5,43 |
42,37±6,34& 43,05±6,78& |
42,43±7,86 42,39±8,33 |
Реализация комплексных реабилитационных мероприятий обусловила снижение уровня коэффициента ритмичности до еды в основной группе до значений сопоставимых с показателями соответствующих подгрупп. Нужно отметить также, что в I«a» подгруппе постпрандиальные показатели стали соответствовать нормативному росту (1,5–2,0 раза) в сравнении со значениями до еды и имели статистическую разницу с уровнями при 1-м исследовании. В отличие от I«a» подгруппы во II«a» подгруппе, несмотря на реабилитационные мероприятия, постпрандиальное нарастание не достигало нормативных значений в ДПК и подвздошной кишке.
Исследование коэффициента соотношения (Pi/Pi+1), отражающего соотношение электрической активности вышележащего отдела к нижележащему отделу, а значит координацию сокращений соседних отделов ЖКТ, также выявило отклонения в сравнении с группой контроля по некоторым кластерам. Так, анализ показателей при первом обследовании после приёма пищи отразил недостаточную скоординированность функциональной активности желудка, ДПК, тощей и подвздошной кишки с другими отделами в ответ на пищевую нагрузку. Это выражалось постпрандиальной недостаточностью электрической активности в сопоставлении со значениями натощак (от (–) 1,3 до (+) 1,15 вместо (+) 1,5 – (–) 2,0) (табл.5).
Таблица / Table 5
Показатели коэффициента соотношения у обследованных детей (M± σ)
Indicators of the ratio coefficient in the examined children (M± σ)
Отдел ЖКТ Department of gastrointestinal tract |
Основная группа Main group |
Контрольная группа Control group |
|
1-ое исследование 1st study |
2-ое исследование 2nd study |
||
Желудок до еды Stomach before meals |
15,74±2,43 15,86±2,69 |
14,33±2,71 14,21±2,06 |
13,25±2,78 13,19±2,96 |
Желудок после еды Stomach after eating |
18,10±3,05* 18,26±3,12* |
23,96±3,48& 22,78±4,05& |
23,19±3,17 23,08±3,48 |
ДПК до еды Duodenum before meals |
0,84±0,11 0,82±0,09 |
0,80±0,10 0,76±0,09 |
0,75±0,09 0,71±0,08 |
ДПК после еды Duodenum after eating |
0,77±0,09* 0,75±0,08* |
1,22±0,23& 1,10±0,19& * |
1,31±0,27 1,29±0,30 |
Тощая кишка до еды Jejunum before eating |
0,42±0,06 0,38±0,05 |
0,48±0,07 0,44±0,06 |
0,51±0,076 0,49±0,064 |
Тощая кишка после еды Jejunum after eating |
0,49±0,06* 0,44±0,05* |
0,81±0,10& 0,58±0,08* |
0,87±0,10 085±0,09 |
Подвздошная кишка до еды Ileum before meals |
0,67±0,08* 0,65±0,07* |
0,30±0,05& 0,35±0,06& |
0,21±0,03 0,19±0,04 |
Подвздошная кишка после еды Ileum after eating |
0,51± 0,07 0,50±0,06 |
0,49±0,06 0,53±0,07 |
0,37±0,06 0,32±0,05 |
Кроме того, подвздошная кишка имела повышенные предпрандиальные показатели коэффициента соотношения у младших школьников, испытавших стресс военных действий в сопоставлении с подгруппами контроля.
Обсуждение
Анализ полученных данных в процессе диспансерного наблюдения показал следующее. При опросе чаще всего регистрировалось нарушение аппетита. Причем из 97 детей у 69 (71,13%) наблюдалось его снижение, а у 28 (28,87%) — полное отсутствие. Кроме того, у 51 (52,58%) человек из 97 детей нарушение аппетита сопровождалось тошнотой, а у 44 (45,36%) — периодической рвотой.
Второе ранговое место по частоте регистрации жалоб со стороны пищеварительного тракта заняло нарушение стула (79 (61,72%) младших школьников). Причём, запоры и диарея регистрировались с одинаковой частотой 41 (51,90%) и 38 (48,10%) детей соответственно выше названных групп.
Каждого третьего ребенка беспокоили периодические боли в животе. При более детальном опросе выяснилось, что наиболее часто дети указывали на боли в околопупочной (17 (41,46%) человек), а также в эпигастральной (14 (34,15%) детей) областях. У большинства (68,29%) детей отмечались еженедельные (даже ежедневные) боли, исчезающие во время переключения внимания или в спокойной обстановке.
Анализ полученных данных из амбулаторных карт показал, что в целом функциональные отклонения в работе пищеварительной системы регистрировались у 79 (61,72%) обследованных детей, органическая патология — у 62 (48,44%). У 28 (21,88%) младших школьников были установлены соматоформные расстройства желудочно-кишечного тракта. У 97 (76,98%) детей наблюдалась сочетанная патология пищеварительной системы.
Среди функциональных отклонений у обследованных детей на первом ранговом месте стояли функциональные расстройства билиарного тракта (зарегистрированы у 80 (62,50%) обследованных) (табл. 2). При этом наши данные совпадают с показателями других авторов, свидетельствующих о том, что нарушения билиарного тракта одна из самых распространённых форм функциональных нарушений у детей (МКБ = 10 К 82.8; Rome III E1–E3, Rome IV E1–E2) [7]. В большинстве исследований показано, что данные нарушения развиваются в результате дискоординации взаимодействия «головной мозг - ЖКТ», а именно: ЦНС, ВНС и моторно-тонической функции составляющих билиарного тракта, влекущего в начале функциональные расстройства, а в последующем — заболевания органической патологии.
Второе ранговое место среди дисфункций пищеварительной системы заняли расстройства дефекации, встречающиеся более чем у 40% детей. Причём, если по результатам исследований, проведённых другими авторами, в общей популяции детей младшего школьного возраста превалируют запоры [8-10], то наше наблюдение за детьми, находящимися в зоне вооруженных действий, позволило выявить регистрацию запоров и диарей с одинаковой частотой: 24 (46,15%) и 28 (53,85%) соответственно упоминанию.
Третье ранговое место среди функциональных расстройств пищеварительной системы у детей, находящихся в зоне проведения военной операции, заняли рецидивирующие абдоминальные боли (40 (31,25%) человек), которые могут быть причиной дистресса и дискомфорта у детей, и также, согласно Римским критериям IV пересмотра, как и другие функциональные гастроинтестинальные расстройства, имеют генез в расстройстве взаимодействия «кишечник — головной мозг».
Среди органических болезней системы пищеварения на первом месте у детей младшего школьного возраста, проживающих в зонах активных боевых действий, оказались болезни желудка и 12-типерстной кишки (у 59 (46,09%) обследованных). Причём, среди них лидировал гастрит и гастродуоденит (у 44 (74,58%) детей).
Следующее ранговое место занимали болезни кишечника. Среди них ведущее место занимал неспецифический язвенный колит (НЯК), который регистрировался у 72,72% (24) детей от общего количества младших школьников с болезнями кишечника в целом. Уровень активности, по данным обследования, колебался от минимального (10–34 балла) до умеренного (35–64 балла) по шкале педиатрического индекса [11]. Помимо НЯК, с меньшей частотой регистрировались неинфекционный гастроэнтерит, неуточнённый колит, болезнь Крона, дивертикулез и др.
Значительно реже (19 (14,84%) человек) у обследованных детей регистрировались болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, которые были представлены хроническими холециститами, холангитами, врождёнными дефектами желчевыводящей системы, у одного ребёнка диагностирована желчнокаменная болезнь.
Остальные органические болезни системы пищеварения встречались с одинаковой частотой, что представлено в таблице.
Необходимо отметить высокую регистрацию наличия у одних и тех же детей одновременно нескольких заболеваний пищеварительной системы.
Хотелось бы указать на то, что проведённое нами исследование в 2014–2016 гг., касающееся состояния здоровья детей прифронтовых территорий [12-14], в сопоставлении ныне представленными данными (с начала активизации военных действий в 2022 г.) демонстрирует резкое ухудшение показателей относительно заболеваний пищеварительной системы.
Проведение комплексной интеграционной реабилитационной программы позволило снизить частоту регистрации функциональных отклонений в обеих подгруппах, как по отдельным показателям, так и в целом: в I«а» подгруппе — в 1,79 раз, а в II«а» — в 1,59 раз (р˂0,01).
У детей, эвакуированных в Ростов-на-Дону I«а» подгруппы, уменьшилась частота встречаемости всех диагностированных категорий функциональных расстройств пищеварительной системы.
У детей же, оставшихся на территории ЛНР, несмотря на снижение показателей под влиянием реабилитационных мероприятий, статистически значимого уровня снижение наблюдалось только в отношении расстройств дефекации и билиарного тракта (р˂0,05).
Оценка динамики органической патологии пищеварительного тракта у детей обследуемых подгрупп выявил не столь выраженный эффект от проводимой комплексной интеграционной реабилитационной программы по сравнению с показателями функциональных отклонений. Частота регистрации органических заболеваний в I«а» подгруппе (эвакуированных детей) уменьшилась в целом на 45,15%, а во II«а» подгруппе (оставшихся на территории ЛНР) — на 31,15%.
Более детальный анализ по отдельным категориям заболеваний позволил установить, что в I«а» подгруппе в 1,8 раз снизилась встречаемость болезней желудка и 12-типерстной кишки, а также более чем в 2 раза болезней кишечника (р˂0,05). Во II«а» подгруппе в 1,6 раза — болезней желудка и 12-типерстной кишки (р˂0,05). Частота заболеваний кишечника, несмотря на снижения, не достигла статистически значимой разницы с показателями, установленными в мае.
Анализ показателей моторно-эвакуационной функции желудочно-кишечного тракта, путём определения миоэлектрической активности его разных отделов, выявил различной степени выраженности повышение значений относительной мощности (Pi/Ps) практически во всех отделах ЖКТ (кроме толстой кишки) у детей, находящихся в условиях активных боевых действий. Параллельно с этим мы отметили снижение миоэлектрической активности толстой кишки (на 31,29% в сравнении с группой контроля), свидетельствующее о замедлении её моторики (табл. 3).
Исследование относительной мощности после приёма пищи выявило неадекватное постпрандиальное изменение показателей. Если в норме в ответ на пищевую нагрузку миоэлектрическая активность ЖКТ должна повышаться в 1,5–2 раза, то у детей, находящихся в зоне вооруженного конфликта, значения возрастали только на 10–15% или вообще не изменялись.
Показатели Kritm желудка, ДПК и подвздошной кишки при первом обследовании натощак у детей, проживающих на территории обстрелов, были повышены в сравнении с соответствующими контрольными подгруппами (табл. 4). После пищевой нагрузки в данной группе детей не происходило адекватного нарастания показателей во всех отделах ЖКТ, которые в сравнении со значениями натощак возрастали в 1,10–1,3 раза вместо 1,5–2 раза в норме.
Результаты повторного обследования через 6 месяцев показали, что разработка и внедрение комплексной реабилитационной программы повысили эффективность работы ЖКТ, что отразилось в оптимизации скоординированности различных её отделов. Однако, если пре-/ постпрандиальные соотношения в I«a» подгруппе основной группы выровнялись до 1,5–2 во всех отделах ЖКТ, то во II«a» подгруппе этой же группы, несмотря на повышение значений в ДПК и тощей кишке, они держались на уровне 1,3–1,4, что статистически ниже в сопоставлении с соответствующей подгруппой контроля.
По окончании исследования по результатам корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Пирсона нами была изучена взаимосвязь между отдельными показателями.
В результате математической обработки установлена положительная корреляционная связь между наличием тошноты/рвоты и уровнем Pi/PS желудка (r=+0,78; p=0,021), между наличием диареи и величиной Kritm ДПК (r=+0,69; p=0,019), частотой функциональных абдоминальных болевых расстройств и миоэлектрической активностью тощей кишки (r=+0,81; p=0,010). Кроме того, выявлена отрицательная корреляционная связь между постпрандиальным уровнем Kritm толстой кишки и выраженностью запоров (r=–0,72; p=0,001).
Выводы
- У всех детей, находящихся в зоне активных боевых действий, выявлены жалобы со стороны органов пищеварительной системы.
- Среди функциональных отклонений (у 80 (62,50%) детей основной группы) на первом ранговом месте стояли функциональные расстройства билиарного тракта. В числе органических болезней (у 62 (48,44%) детей) болезни желудка и 12-типерстной кишки.
- Периферическая электрогастроэнтерография выявила у большинства детей основной группы нарушения моторики, непропульсивные сокращения и дискоординацию моторики разной степени выраженности во всех отделах ЖКТ.
- Проведение комплексных интеграционных реабилитационных мероприятий оказало оптимизирующее влияние на изучаемые показатели с более выраженной эффективностью у детей, эвакуированных из зон активных боевых действий.
1. Новикова В.П., Гурова М.М. Особенности развития и клинического течения астенического расстройства в педиатрической практике. Астенические расстройства в терапевтической практике. Руководство по диагностике и лечению. Санкт-Петербург: ООО «ИнформМед» (Санкт-Петербург); 2011
2. Конь И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья. В кн.: Физиология роста и развития детей и подростков. Под ред. Баранова А.А., Л.А. Щеплягиной Л.А. М.: 2000
3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008. 228 с.
Список литературы
1. Путилина М.В. Астенические расстройства в общей медицинской практике. Алгоритмы диагностики и терапии. Нервные болезни. 2013;(4):26-33. eLIBRARY ID: 21250175 EDN: RXALSF
2. Моисеев А.Б., Цветкова Л.Н. Биопсихосоциальная модель заболеваний органов пищеварения у детей. Вопросы детской диетологии. 2009;7(2):42-45. eLIBRARY ID: 12000920 EDN: KCQAKL
3. Аронов Д.М. Применение коэнзима Q10 в кардиологической практике. Русский Медицинский Журнал. 2004;12(15):905-909. eLIBRARY ID: 32313394 EDN: YMKLXP
4. Балыкова Л.А. Опыт и перспективы использования коэнзима q10 в детской кардиологии. Лечащий врач. 2009;(2):66-68. eLIBRARY ID: 18937534 EDN: PYKRAX
5. Пестова А.С., Эрдес С.И. Периферическая электрогастроэнтерография в диагностике гастроэзофагеальной рефлюксной болезни у детей. Доктор.Ру. 2021;20(10):35–38. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2021-20-10-35-38
6. Малюжинская Н.В., Самохвалова В.В., Новикова О.В., Скиба А.П. Функциональные расстройства билиарного тракта у детей: проблемы диагностики и лечения. Лекарственный вестник. 2021;15(1):30-36. eLIBRARY ID: 44952056 EDN: MNAOTC
7. Эрдес С.И., Мацукатова Б.О., Ревякина С.А. Запоры у детей (результаты нового российского популяционного исследования). Русский медицинский журнал. 2011;19(3):159. eLIBRARY ID: 20168535 EDN: QZJBCV
8. Хавкин А.И., Файзуллина Р.А., Бельмер С.В., Волынец Г.В., Гурова М.М. и др. Диагностика и лечение функциональных запоров у детей (фрагмент проекта клинических рекомендаций по диагностике и лечению функциональных заболеваний органов пищеварения у детей, разработанных Российским обществом детских гастроэнтерологов, гепатологов и диетологов). Фарматека. 2020;(2):60-68. https://doi.org/10.18565/pharmateca.2020.2.60-68
9. Макарова Е.Г., Украинцев С.Е. Функциональные расстройства органов пищеварения у детей: отдаленные последствия и современные возможности предупреждения и коррекции. Педиатрическая фармакология. 2017;14(5):392-399. https://doi.org/10.15690/pf.v14i5.1788
10. Белоусова И.Б., Макаренко В.К. Формирование этиологических факторов гастроэнтерологической патологии у школьников. Исследования в области естественных наук. 2015;(1):8-11. eLIBRARY ID: 23145333 EDN: TMMSPD
11. Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Влияние условий проживания в зоне военного конфликта на здоровье младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2019;22(6):373-379.
12. Захарова И.Н., Ершова И.Б., Творогова Т.М., Глушко Ю.Г. Стресс у детей и подростков – проблема сегодняшнего дня. Медицинский Совет. 2021;(1):237-246. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2021-1-237-246
Об авторах
А. М. ЛевчинРоссия
Левчин Артем Михайлович, к.м.н., ассистент кафедры детских болезней №2
Ростов-на-Дону
И. Б. Ершова
Россия
Ершова Ирина Борисовна, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций
Луганск, Луганская Народная Республика
А. Г. Роговцова
Россия
Роговцова Алёна Геннадиевна, ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций
Луганск, Луганская Народная Республика
Рецензия
Для цитирования:
Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Особенности коррекции нарушений пищеварительной системы у детей с реактивным астеническим синдромом. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(3):67-76. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-67-76
For citation:
Levchin A.M., Ershova I.B., Rogovtsova A.G. Features of correction of disorders of the digestive system in children with reactive asthenic syndrome. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(3):67-76. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-67-76